Эмоциональные проблемы это: Лечение эмоциональных проблем, расстройств в Нижнем Новгороде

Содержание

Эмоциональные проблемы влияют на поведение. Контроль эмоциональных явлений.

Эмоции, как и ряд других явлений, становятся предметом внимания человека прежде всего тогда, когда в чем-то ему препятствуют. Стремясь все более эффективно контролировать окружающий мир, человек не хочет мириться с тем, что в нем самом может существовать нечто такое, что сводит на нет прилагаемые усилия, мешает осуществлению его намерений. А когда верх берут эмоции, очень часто все происходит именно так.

Вплоть до настоящего времени люди были способны лишь констатировать расхождение между «голосом сердца и голосом разума», но не могли его ни понять, ни устранить. Образ «сильного человека», оказавшегося во власти собственных страстей, — частое явление в литературе, киноискусстве, в народных преданиях и легендах.

Эмоции—не только действующее лицо больших драм; они повседневный спутник человека, оказывающий
постоянное влияние на все его дела и мысли. Но несмотря на ежедневное общение с ними, мы не слишком хорошо знаем их «нравы» и редко можем предвидеть, когда они появятся и когда нас покинут, помогут ли нам или станут помехой, нужно ли обходиться с ними чутко и деликатно или же, напротив, грубо и беспощадно.

А как часто в факторах эмоциональной природы мы видим причины затруднений в установлении нормальных отношений между индивидом и группой; в таких случаях говорят, что виной служат человеческая зависть, ревность, недостаток смелости, враждебность, недоброжелательство, равнодушие и т.п.

Когда воспитатели или родители недовольны поведением своих детей, иногда даже оказывается, что затруднения, вызваны тем, что ребенок не научился контролировать свои эмоции (злобу, обиду, страх) или не способен испытывать те эмоции, которых от него ожидают (стыд, гордость, сочувствие).

Анализируя причины своих неудач или ошибок, мы нередко приходим к выводу, что именно эмоции помешали нам справиться с задачей. Кто-то плохо сдал экзамен, потому что сильно нервничал, кто-то стал виновником дорожного происшествия, ибо был совершенно парализован охватившим его внезапным страхом, кто-то неудачно выступил публично, так как не сумел преодолеть волнения.

В личной жизни эмоциональные проблемы приобретают первостепенное значение. Внезапное изменение эмоционального отношения лица, с которым связывались жизненные планы, изменение собственного эмоционального отношения к тому, с кем был связан на протяжении многих лет, являются для человека серьезнейшими испытаниями в жизни.

С особой силой и отчетливостью эмоциональные проблемы проявляются у людей с нарушенной или ослабленной способностью эффективного самоконтроля. В современном цивилизованном обществе постоянно растет число людей, страдающих неврозами. Выйдя из-под контроля сознания, эмоции у этих людей мешают осуществлению намерений, нарушают межличностные отношения, не позволяют надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье.

Невротические расстройства могут иметь различную степень выраженности: некоторые люди под влиянием эмоций оказываются неспособны к какой бы то ни было деятельности и долгие месяцы пребывают в клиниках; другие, хотя и никогда не переступали порога кабинета врача, в определенные периоды жизни или в некоторых особых ситуациях из-за переживаемого напряжения, беспокойства, тревоги оказывались не в состоянии справиться со своими проблемами, у них возникали трудно объяснимые с точки зрения органических причин нарушения в деятельности сердца, желудочно-кишечного тракта, в обмене веществ, сексуальной сфере и т.п.

Во всех приведенных примерах непосредственные причины затруднений были не вне человека, а в нем самом и определялись не ограниченностью знаний, не недостатками физического либо психического развития и не отсутствием соответствующих способностей, а нежелательными, непонятными, и не поддающимися контролю эмоциями.

Что может сделать человек для преодоления такого рода затруднений? Очевидно, то же самое, что и в отношении любых других проблем, возникающих при столкновении с природой и окружающим миром, – прежде всего познать те явления, которыми обусловлены затруднения, установить законы их развития. Эти проблемы имеют столь большое практическое и социальное значение, что труд по их разрешению оправдан даже в том случае, если он потребует значительных усилий.

Если задачи, которые предоставляются еще более трудными, и, несмотря на это, недостатка в желающих испытать свои силы нет. Но когда речь идет об эмоциях, мы сталкиваемся с особым случаем: это явления глубоко интимные. Можно ли их вообще систематически исследовать? Можно ли надеяться, что здесь обнаружатся объективные закономерности, постоянство, регулярность?

Сегодня, после нескольких десятков лет исследования, рассуждения о том, доступны ли эмоции научному изучению, не имеют какого бы то ни было практического значения. Сомнения были рассеяны многими успешными попытками, предпринятыми в этой области. Однако это не значит, что эти сомнения были рассеяны и в сознании человека, для которого эмоциональные явления представляют собой мир внутренних переживаний, а не предмет систематического изучения. Поэтому дискуссии о ценности научных методов в отношении исследования эмоций продолжают оставаться актуальными.

За последние десятилетия накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений и данных об эмоциях, приобретен некоторый опыт их экспериментального исследования. В нагромождении фактов уже начинают проступать очертания целостной системы. В настоящей работе мы ставим свое целью рассмотреть происхождение, развитие и функции эмоциональных явлений, а также определить их место в общей системе знаний о психических механизмах регуляции.

следующая – Способы интерпретации эмоциональных явлений

Экспериментальная психология эмоций. Содержание

Эмоциональные нарушения у детей — ПроМедицина Уфа

Эмоции ребенка связаны с его внутренним миром и различными социальными ситуациями, переживание которых вызывает у него определенные эмоциональные состояния. В результате нарушения социальных ситуаций (изменение режима дня, образа жизни и т.п.) у ребенка может возникнуть стрессовое состояние, аффективные реакции, страх. Это вызывает негативное самочувствие ребенка, эмоциональное неблагополучие.

Причины

Детские психологи полагают, что основными причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей могут стать: перенесенные в детстве заболевания и стрессы; особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения или отставания в интеллектуальном развитии; микроклимат в семье, а также особенности воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка, его близкое окружение. Нарушения в эмоциональной сфере у детей могут быть вызваны и другими факторами. К примеру, психологическую травму детскому организму могут нанести фильмы, которые он смотрит или компьютерные игры, в которые играет. Эмоциональные нарушения у детей проявляются чаще всего в переломные периоды развития. Ярким примером такого психически нестабильного поведения может служить так называемый «переходный возраст».

Виды эмоциональных нарушений

Эйфория — неадекватно повышенное, радостное настроение. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого. Дисфория является разновидностью депрессии.

Депрессия, в свою очередь, — аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного. Этот синдром выражается в частой смене настроений, плаксивости, ослаблении аппетита, сосании пальцев, обидчивости и чувствительности. Тревога часто переходит в страхи (фобии).

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. При апатии утрата эмоциональных реакций сочетается с поражением или отсутствием волевых побуждений. Только с большим трудом можно ненадолго растормозить эмоциональную сферу, способствовать проявлению чувств.

Эмоциональная тупость — характеризуется не только отсутствием эмоций (на адекватные или неадекватные раздражители), но и невозможностью их появления вообще. Введение возбуждающих медикаментозных средств приводит к временному беспредметному двигательному возбуждению, но не к появлению чувств или контактности.

Паратимии или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности. Необходимо отметить, что и паратимии, и  эмоциональная тупость характерны для детей, страдающих шизофренией.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания(СДВГ) представляет собой сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Отсюда следует, что основные признаки данного синдрома – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность. Таким образом, ребенок, страдающий СДВГ, непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.

Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. Может быть физическая, вербальная (нецензурная брань), косвенная (смещение агрессивной реакции на постороннее лицо или предмет). Может проявляться в виде подозрительности, обиды, негативизма, чувства вины.

Кроме указанных групп эмоциональных расстройств можно выделить и эмоциональные трудности в общении. Они представлены у детей аутичным поведением и трудностями в адекватном определении эмоциональных состояний людей.

Лечение

Эмоциональные нарушения у детей лечатся также, как и у взрослых: сочетание индивидуальной, семейной психотерапии и фармакотерапии дают наилучший эффект.

Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений в детском возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний. Значимость данного метода обусловлена рядом особенностей:

1) активные мимические и пантомимические проявления помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию;

2) благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций;

3) у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что позволяет, в ряде случаев, найти первопричину нервного напряжения ребенка и нивелировать его реальные страхи.

Имитация детьми эмоциональных состояний способствует расширению их системы знаний об эмоциях, дает возможность наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях. Эти знания позволяют дошкольникам грамотнее ориентироваться в собственных эмоциональных состояниях и эмоциях окружающих

Эмоциональная лабильность у детей и взрослых

Эмоциональная лабильность – это неустойчивость настроения. Она возникает после стрессов, потрясений, переживаний и других значимых событий. Для этого явления характерны определенные симптомы, признаки и методы лечения.

Эмоциональная лабильность человека является патологией, которую важно отслеживать и лечить. Запущенная стадия может провоцировать формирование более серьезных заболеваний.

Само слово «лабильность» означает подвижность и нестабильность. Проще говоря, эмоции конкретного человека изменчивы, мечутся из крайности в крайность, раздражая не только нервную систему, но и окружающих. В физиологии термин используется для обозначения подвижности клеток и тканей, их реакции на раздражитель.

В психиатрии и психологии эмоциональная лабильность – это свойство психики отвечать неадекватно выраженным аффектом на внешнее событие. Например, личность со здоровой психикой спокойно отнесется к разлитому кофе, а «нездоровая» личность может сильно разозлиться.

Повышенная эмоциональная лабильность свидетельствует о центральном проявлении болезни расстройства личности, а также является симптомом сосудистых болезней мозга и эндокринных заболеваний. Специалисты отмечают, что наиболее подвержены данному явлению пожилые люди и дети.

Синдром эмоциональной лабильности у детей связан с познанием мира. Малыши до 5 лет активно изучают все вокруг: от песка под ногами до содержимого мягкой мебели. Их реакция может быть неадекватно яркой на неожиданные результаты «исследований». Например, мягкий и пушистый кот вдруг укусил или выпустил когти. Для взрослого человека такая ситуация будет обычной, ребенок же испугается и станет кричать. В данном случае повышенная лабильность не свидетельствует о патологиях и расстройствах.

Для взрослых людей со здоровой психикой повышенная эмоциональная лабильность не характерна. Ее признаки говорит о нарушениях в организме. Чаще всего причиной патологии становится стресс.

Неадекватное выражение эмоций характерно для множества людей. Повышенная эмоциональная лабильность, проявляющаяся регулярно, требует вмешательства специалиста и коррекции. К сожалению, люди часто игнорируют такие проблемы и предпочитают называть заболевание особенной чертой характера.

Неустойчивая эмоциональность может вспыхивать внезапно, выражаться в неадекватном отношении к определенным событиям и так же внезапно исчезать. Такое влияние на нервную систему оказывает кратковременный стресс. При этом похожие случаи не сигнализируют о серьезных проблемах с психическим здоровьем.

Расстройство выраженности эмоций формируется из-за следующих причин:

  • продолжительный стресс;
  • ситуация, травмирующая психику;
  • эндокринный дисбаланс;
  • сосудистые и неврологические заболевания;
  • психические расстройства.

Продолжительный стресс – наиболее часто встречающаяся причина повышенной эмоциональной лабильности. В критических условиях организм испытывает трудности с адекватной оценкой ситуации, в результате чего и возникает нетерпимость к определенным событиям.

Ситуация, травмирующая психику, способна выбить из привычного уклада жизни любого человека. Это может быть смерть близкого, резкая смена места жительства, неудача в личной жизни. Любое событие, важное для конкретной личности.

Эндокринный дисбаланс, психические расстройства, сосудистые и неврологические заболевания – это проблемы в организме, требующие лечения. Ярко выраженная эмоциональная лабильность свидетельствует о том, что пора обратиться к врачу и проверить здоровье.

Понятие о том, что такое эмоциональная лабильность у взрослых, состоит из определения и симптомов. Своевременное выявление признаков заболевания позволит решить проблемы на ранней стадии развития и избежать больших трудностей в будущем.

Эмоциональная лабильность: что это такое у взрослых? Патология сопровождается симптомами, по которым можно определить наличие проблем.
Само определение термина говорит о том, что в симптоматике выражена эмоциональная нестабильность. Это проявляется в неадекватной реакции на привычные события.

Чаще всего люди с синдромом чувствительно реагируют на трогательные фильмы и книги, душевные разговоры, маленьких детей и животных. Они часто плачут, при этом сами не могут объяснить, по какой причине. Да, котята и щенки – это мило, но не до слез.

Агрессия и аутоагрессия также имеют место быть. В большинстве случаев они вспыхивают резко и так же резко утихают. Данный симптом считается защитной реакцией, когда люди пытаются скрыть свои проблемы. Ненавязчивый вопрос о самочувствии или настроении может привести к неадекватному крику и попыткам уйти от ответа.

Частая смена настроения – яркий симптом. Человек может увлеченно играть в игру в течение 20 минут, а через минуту решить, что все это – ерунда и бесполезная трата времени. Может заинтересованно изучать репертуар кинотеатра и планировать посещение сеанса, а позже бросить это дело и расплакаться.

Следующий симптом выражается в увлечении делом. Например, постоянный поиск нового хобби и быстрая потеря интереса свидетельствуют об эмоциональной лабильности. Погружение в изучение истории Древнего Китая, быстрая смена этого хобби на вышивание крестиком, а после на футбол – все это симптомы патологии.

Выделим основную симптоматику синдрома эмоциональной лабильности:

  • частая смена настроения;
  • неумеренное увлечение;
  • агрессия;
  • аутоагрессия;
  • повышенная плаксивость.

Все эти симптомы характерны для каждой личности в разные периоды жизни. Если вы их заметили, не нужно сразу бить тревогу. Задуматься о помощи стоит тогда, когда они выражены достаточно ярко и повторяются регулярно.

Патология в виде эмоциональной лабильности бывает двух типов:

  • пограничный;
  • импульсивный.

Пограничный тип выражается в апатии, фрустрации, безразличии. Человек, подверженный данному типу лабильности, выражает эмоции слабо и неактивно. Может наблюдаться повышенная тревожность и рассеянность.

Импульсивный тип – антипод пограничному. Для людей, страдающих этой разновидностью патологии, характерно негативное настроение, озлобленность, пристрастие к вредным привычкам. Аутоагрессия может выливаться в суицидальные наклонности, поэтому таким людям важно своевременно обращаться к специалистам за помощью в решении проблем.

Любой тип эмоциональной лабильности разрушителен для нервной системы и психического здоровья, что сказывается на всех сферах жизни личности.

Неадекватное проявление эмоций свойственно людям разных возрастных категорий. Если у взрослых – это патология, требующая коррекции, то применительно ли то же к детям?

В первую очередь нужно сказать, что человек подвергается стрессам в любом возрасте. Взрослый может контролировать свое эмоциональное состояние, детям же это дается труднее.

На становление психики и эмоционального состояния ребенка влияют взрослые. Сверстники тоже имеют значение, однако родители и другие близкие люди более важны. Дети подвергаются стрессу в равной степени от чрезмерной опеки и полного безразличия со стороны родителей. Важно уловить баланс, который позволит маленькому человеку вырасти в здоровую личность.

Вне зависимости от воспитания ребенок устраивает истерики с криками и валянием на полу в самых неподходящих местах. В первый раз он проверяет, как поведут себя взрослые. Если же такая ситуация повторяется регулярно – момент упущен. Маленький манипулятор может заиграться и настолько войти в роль, что регулярные истерики приведут к постоянному напряжению нервной системы, которое выливается в эмоциональную лабильность.

Эмоциональная лабильность: что это у детей – отсутствие воспитания, патология или характерность? Регулярное проявление симптомов сигнализирует о проблеме, а разовая «акция» – обычная проверка степени дозволенного.

Что касается подростков, вопрос остается открытым. В период полового созревания и отчуждения от родителей дети испытывают немало стресса из-за изменений в теле и во внешности. В связи с этим многие из них сталкиваются с проблемами в общении, в выборе хобби, в стратегии поведения. Здесь действует тот же алгоритм: регулярное и яркое проявление симптомов – крик о помощи, редкие проявления – просто период взросления.

Неважно, кто страдает от эмоциональной лабильности – ребенок, взрослый, мужчина, женщина, пожилой человек. Любому может понадобиться помощь, поэтому важно применять методы коррекции и обращаться к специалистам за лечением.

Эмоциональная лабильность и ее лечение – важный аспект в формировании личности детей. Взрослым тоже требуется коррекция, поскольку патология не исчезает сама по себе. Перед началом работы с нервной системой необходимо установить причину симптомов.

Если это регулярный стресс, придется отыскать его первопричину и постараться ее устранить. Если это заболевание коры головного мозга, эндокринной или нервной системы, терапия с психиатром станет лишь малой частью программы лечения. В любом случае стоит пройти обследование организма и обратиться к психологу, психиатру или психотерапевту.

Врачи назначают взрослым специальные препараты, способные контролировать эмоциональное состояние и подавлять вспышки гнева, агрессии, экспрессивности. Лечение детского синдрома происходит иначе. Большинство лекарственных средств предназначено только для взрослых пациентов, однако с ребенком используют другие методы работы.

В большей степени на коррекцию эмоциональной лабильности у ребенка влияют родители. Взрослые должны объяснять, как контролировать эмоции, справляться с неудачами и преодолевать трудности. Именно воспитание способно с раннего детства привить ребенку самоконтроль, спокойствие и адекватность.

Профилактика эмоциональной лабильности реализуется на протяжении всей жизни. Условно разделить ее можно на 4 важных этапа:

  • ребенок;
  • подросток;
  • взрослый;
  • пожилой.

Для каждого жизненного этапа характерны свои особенности. Истерики и неустойчивое эмоциональное состояние ребенка корректируется терпением и личным примером родителей и других взрослых людей. Дети – это зеркальное отражение родителей, поэтому следить нужно прежде всего за собой.

Подростки – это особая категория, поскольку развитию в этот период свойственно бунтарство. Бывают и исключения, но редкие. С подростками, подверженными эмоциональным перепадам, важно разговаривать как со взрослыми и стараться их понять. Крики, угрозы и наказания не приведут к положительным результатам. И снова – личный пример. Когда подросток видит, что родитель спокоен, доверяет своему ребенку и адекватно воспринимает информацию, то и сам он становится таким же.

Взрослый человек должен самостоятельно себя контролировать и отслеживать всплески эмоций. Игнорирование проблемы не способствует ее решению, а только усугубляет ситуацию. Здесь важно прислушиваться к мнению близких людей. Если они замечают эмоциональную нестабильность, перемены настроения и другие симптомы, значит, наблюдать за собой все-таки нужно. Другими словами, для взрослого человека профилактика эмоциональной лабильности заключается по большей части в самоконтроле.

Пожилые люди чаще подвержены психическим заболеваниям, например, старческому слабоумию. Профилактика для этой категории людей должна стать продолжением работы над собой. Отслеживание эмоционального состояния позволит избежать серьезных проблем в будущем, поэтому нужно избегать стрессовых ситуаций и беречь нервную систему.

Жизнь человека наполнена стрессовыми ситуациями, проблемами и трудностями. Преодоление этих трудностей предстоит каждому, однако не все могут адекватно их воспринимать. Если с детства личность привыкает к тому, что все проблемы решают родители, во взрослой жизни ей будет достаточно трудно самостоятельно с ними справляться.

Синдром эмоциональной лабильности знаком большинству людей. Если научиться контролировать эмоции, адекватно оценивать трудности, соизмерять амбиции и возможности – жить становится гораздо легче.

Эмоциональная лабильность – это глубокая сфера познания в психологии. Специалисты постоянно проводят исследования, изучают симптоматику и методы коррекции, разрабатывают лечение. Явление затрагивает как физическое состояние человека, так и его психическое здоровье.

Профилактика эмоциональной лабильности по большей части заключается в рефлексии и самоконтроле. Важно помнить, что главный союзник человека – он сам.

С уважением, Отдел психологического сопровождения и профориентационной работы ПГУ

Общежитие №7 каб.77, 81

Раб. тел.: 053379567

Как сохранить эмоциональную устойчивость во время кризиса?

Что такое эмоциональная нестабильность?

Выгорание, цифровая зависимость и депрессия – распространенные «болезни» XXI века. Из-за них бывает сложно сохранить эмоциональную устойчивость. Человек в стрессе теряет способность адекватно оценивать обстановку, болезненно реагирует на критику, испытывает напряжение и беспокойство.

Обидчивость, замкнутость, тревожность, импульсивное поведение, перепады настроения, раздражительность — все это симптомы эмоциональной нестабильности. Чем дольше человек находится в этом состоянии, тем сильнее нарушается его деятельность, истощаются психологические ресурсы, ухудшается качество работы и общения с людьми. В долгосрочной перспективе эмоциональная нестабильность способна негативно влиять на жизнь и здоровье человека.

Отношение к эмоциональной нестабильности

Люди по-разному воспринимают трудности. Насколько человек способен преодолевать помехи, внешние и внутренние, работоспособность, уверенность в себе, активность, настроение – от всего этого зависит поведение человека в кризисе. Его можно признавать, игнорировать, усиливать негативными мыслями, паниковать, быть в ступоре. Одна из главных проблем на этом этапе – страх осуждения при работе с тревогой.

«Люди нам могут напрямую говорить: «Да ладно, это все ерунда», но это – обесценивание чувств. Проблемы начинаются игнорироваться внутри. Скрытая и подавленная тревога никуда не делась», – объясняет Зоя Иванова.

Когда начинается кризис?

Не любое переживание равно эмоциональной нестабильности. Разобраться с этим можно, поняв разницу между тревогой и тревожностью.

Если беспокойное состояние появляется из-за определенной ситуации и проходит – это тревога. Такое состояние нормально для каждого человека. Если беспокойство постоянно одолевает человека и возникает даже в ситуациях малой важности – это тревожность.

Даже в стабильной внешне системе всегда есть зерно кризиса. Чтобы справляться с эмоциональными потрясениями, нужно действовать на опережение. Для этого можно самостоятельно расширять картину мира, развивать новые навыки, начинать новые проекты.

Подходы к решению проблемы

Есть два варианта выхода из кризисной ситуации. Человек может видеть проблемы во внешней среде и внутри себя. В первом случае источником кризиса считается окружение, поступки или бездействие людей. Во втором — человек старается изменить ситуацию самостоятельно: анализирует проблему, активно пытается ее решить. Второй путь более продуктивен, но важно отличить желание измениться от чувства вины.

Эмоциональная устойчивость

Регулировать эмоции помогут три основных этапа: понимание того, что важно и чего хочется; наблюдение, исследование и постановка задачи; приобретение новых навыков и поиск решений.

Прежде чем обратиться к специалисту, стоит подумать, что вызывает тревогу.

Есть несколько способов побороть эмоциональную нестабильность.

  • Концепция «реального себя», знание о своих потребностях, способностях и навыках. Кто я, чего я хочу и что сделать?
  • Реальное представление о мире, о других людях, их потребностях. Ненасильственная коммуникация.
  • Развитие эмоциональной грамотности.
  • Противодействие выгоранию: баланс заботы о других и заботы о себе. Психогигиена.
  • Создание и развитие поддерживающей среды, обсуждение важных тем.
  • Развитие культуры развивающей обратной связи.

Точность и честность – главные принципы сохранения эмоциональной стабильности. Уважение к себе, интерес к окружающим и любимое дело – три составляющих эмоциональной устойчивости.

Проблемы на пути

Человек может быть очень привязан к собственным ожиданиям или представлениям. Не всегда удается критически оценить собственные способности или перебороть привычки. Иногда решение внутреннего конфликта замедляет страх.

Справиться с эмоциональной нестабильностью поможет практика. Например, надо четко осознать, чего именно хочется добиться. Нужно учиться планировать свои действия, учитывая доступные ресурсы, и переходить от желания к действию, сравнивать ожидания и достигнутый результат.

Видеозапись

 

Медиацентр «АСИ – Благосфера» – совместный проект Центра «Благосфера» и Агентства социальной информации. Его цель – продвижение в обществе идей благотворительности и социальной ответственности, социальной активности граждан с использованием различных медиаформатов. Один из таких форматов – медиаклуб для проведения обучающих, дискуссионных и просветительских мероприятий.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

Эмоциональный интеллект: как научиться понимать свои и чужие эмоции

Эмоциональный интеллект в два раза важнее hard skills и IQ для успеха в карьере. Вместе с доктором психологии Викторией Шиманской рассказываем, откуда берутся эмоции, как ими управлять и лучше понимать других людей

Об эксперте: Виктория Шиманская — доктор психологии, преподаватель МГИМО, МИП, эксперт по развитию эмоционального интеллекта. Автор книги «Коммуникация» для подростков, сооснователь проекта развития гибких навыков SKILLFOLIO. Автор первой российской запатентованной методики развития эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект и почему он важен

Эмоциональный интеллект (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию, желания свои и других людей и управлять этим. Навык помогает решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и на работе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом умеют договариваться с другими людьми, принимать решения и правильно реагировать на негативные ситуации.

Через эмоции мы реагируем на события, слова и обстоятельства. Если их не понимать, происходящее будет искажаться. Например, на работе вам сделали замечание, а вы начали спорить и конфликтовать. В итоге, это приведет к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям. При этом депрессия не проходит быстро: у 15-39% людей она продолжается более года.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает ему правильно воспринимать критику, понимать других людей и отвечать им адекватной реакцией.

Что такое эмоциональный интеллект и как он поможет вашей карьере

Понятие эмоционального интеллекта стало популярно после публикации одноименной книги научного журналиста Дэниела Гоулмана в 1995 году. Согласно исследованию Гоулмана, у людей с развитым эмоциональным интеллектом лучше психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. При этом 67% лидерских способностей приходятся на эмоциональный интеллект. Он важнее технических знаний и IQ в два раза.

Это подтверждает исследование компании Egon Zehnder. Они проанализировали 515 руководителей высшего звена и выяснили, что люди с развитым эмоциональным интеллектом имеют больше шансов на успех. В технологическом институте Карнеги сообщили, что 85% нашего финансового успеха связаны с эмоциональным интеллектом, лидерством и умением общаться. Только 15% зависят от технических знаний. Гибкие человеческие навыки, тесно связанные с эмоциональным интеллектом — самые важные навыки в настоящем и будущем.

Как работает эмоциональный интеллект

Разберем модель, которую представила лаборатория EQ-factor под руководством Николаса Коро и Викторий Шиманской в 2014 году. Она наглядно показывает коэффициенты, формирующие интеллектуально-эмоциональный профиль личности — IEPP.

Эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта, это не его противоположность. Коэффициенты эмоционального интеллекта EQ и умственного интеллекта IQ нельзя отделить друг от друга. Более того, если не развивать EQ, у человека не будет высокого IQ.

Чтобы развить эмоциональный интеллект, нужно сосредоточиться на четырех драйверах: осознанности, самооценке, мотивации и адаптивности. Развитие каждого из драйверов формирует освоение соответствующей эмоционально-интеллектуальной стратегии.

  1. Осознанность. Включает осознанность своих мыслей, чувств и поведения. Развивает стратегию «Философов». Философы быстро учатся и накапливают знания, но им сложно перейти от теории к практике и перевести знания в реальные навыки.
  2. Самооценка. Включает принятие, способность не зависеть от внешних оценок и мнений, позитивное восприятие мира и решительность. Помогает освоить стратегию «Звёзд». Такие люди уверены в себе, но склонны говорить, чтобы произвести впечатление. Звезды рискуют остаться на уровне «впечатлений», если не прокачают драйверы осознанности и мотивации.
  3. Мотивация. Включает открытость новому, целеполагание, переживание неудач, стремление к самоактуализации. Помогает освоить стратегию «Героев». Герои получают удовольствие от саморазвития и достижений, поэтому постоянно совершенствуются и могу вести за собой людей. Герои рискуют быстро перегореть, если не осознают причин своей работы.
  4. Адаптивность. Включает в себя эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность. Развивает стратегию «Руководителей». Такие люди стрессоустойчивы, эмпатичны и трудолюбивы, но подвержены синдрому самозванца. Это когнитивное искажение, когда человек считает себя обманщиком и не приписывает достижения своим качествам и навыкам.

Эмоциональный интеллект — это своеобразное основание пирамиды личности. Чем больше объем этой пирамиды, тем больше возможностей и влияния на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом может оказать человек.

Все четыре профиля одинаково перспективны. Чтобы построить эффективную жизненную стратегию, нужно понять свои сильные драйверы и уделить внимание слабым. В соединении с вектором интеллекта IQ, эмоциональный интеллект формирует жизненную стратегию «Творцов». Она помогает реализовать потенциал человека и достичь верхнего уровня самореализации.

Как развивать эмоциональный интеллект

Честность и правильная оценка своего поведения — ключевые факторы для развития EQ, считает доктор психологии и эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская.

Честность. Чтобы проверить свою честность, сделайте простое упражнение — напишите на бумаге три личностные черты, которые вам не нравятся в самих себе. Например, «поздно просыпаюсь», «ленюсь» и «легко раздражаюсь». Согласно первому принципу концепции эмоционального интеллекта, в каждом нашем действии есть положительное намерение. Подумайте, почему вы поздно просыпаетесь и какое позитивное намерение скрывается за этим действием. Например, потому что сильно устаете на работе и переживаете за новый проект.

Психолог и автор книги «Эмоциональный интеллект» Дэниел Гоулман пытается выяснить, почему мы не проявляем сострадание чаще и как это изменит нашу жизнь

Оценка поведения. Трудно ответить на вопрос, почему мы так себя ведем в конкретной ситуации. Но честный ответ дает реакцию на трех уровнях: смысла, тела и эмоций — это вторая парадигма в концепции эмоционального интеллекта. Если изменить реакцию на одном из этих уровней, поменяются остальные. Например, вы хорошо делаете свою работу, но поняли, что клиенты не возвращаются повторно, потому что вы не умеете с ними общаться. Из-за этого вы раздражаетесь, но осознание этой вещи даст состояние инсайта на уровне смысла. На уровне тела будет расслабление и ощущение, «будто упала гора с плеч». На уровне эмоций — станет легче. Вы нашли истинную причину злости и раздражения, хоть это и трудно признать.

Инструменты развития эмоционального интеллекта

Основу для развития эмоционального интеллекта составляют четыре компонента. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить сильные отношения с другими.

Начинать развитие эмоционального интеллекта следует с осознания того, что с вами происходит. Нужно научиться разделять себя и эмоции, представлять их как отдельное явление и смотреть на него со стороны. Эмоции — ваша реакция на происходящее вокруг. Они меняются вместе с изменениями внешних обстоятельств, поэтому запомните: вы ≠ ваши эмоции. Умение отделять эмоцию от себя поможет оценить обстановку, принять решение и правильно отреагировать.

Например, на краю обрыва вы осознаете, что вам страшно, и отойдете. В этом случае страх сохранит вашу жизнь. Но на переговорах с важным клиентом он помешает собрать мысли и сосредоточиться на результате. Осознав это, нужно отодвинуть страх в сторону и двигаться дальше.

Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение».

Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью.

Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге. Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями.

Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять. Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух.

Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей:

  1. Я чувствую…

  2. Потому что…

  3. Я хотел бы…

Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании. Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле.

Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события.

  • Социальная компетентность

Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения. Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Так вы предотвратите 90% конфликтов.

Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать

Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать

В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих:

  1. Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным. Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта.

  2. Действие — то, как человек реализуют причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе.

  3. Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным. Например, вы задали коллеге вопрос, а он не ответил. Позитивное значение — коллега не услышал вопрос, негативное — он не уважает вас.

Практика: вспомните несколько конфликтных ситуаций и попробуйте разложить их по этой формуле. Найдите позитивные намерения в ваших значениях и действиях.

  • Управление отношениями

Определить эмоциональное состояние, использовать его или поменять поможет квадрант эмоций. Это система координат от 0 до 10 по каждой оси. Снизу находятся уровень настроения и удовольствия — серый и зеленый квадраты. Сверху находятся уровень энергии и физического самочувствия — оранжевый и желтый квадраты.

Квадрант эмоций помогает определить, какое эмоциональное состояние преобладает у вас или ваших сотрудников, чтобы направить энергию и настроение на пользу

Квадрант эмоций помогает определить, какое эмоциональное состояние преобладает у вас или ваших сотрудников, чтобы направить энергию и настроение на пользу

Как это работает. Например, вы не сделали презентацию для нового клиента и из-за этого переживаете. Уровень настроения оцените на 3 балла. При этом у вас еще много сил, поэтому уровень энергии будет 7 баллов. Так вы попадаете в красный квадрат «беспокоюсь». В таком состоянии лучше заняться активной работой, которая не требует эмоционального настроя: прибраться в доме, вынести мусор, приготовить еду.

В зеленом квадрате у вас хорошее настроение, но мало энергии. В таком случае, изучайте новое: погружайтесь в проект или задачу, собирайте информацию. Делайте то, что не требует физической нагрузки.

В желтом квадрате настроение и энергия на максимуме. Это хорошая возможность для мозгового штурма. Придумывайте новые идеи и проекты, смешивайте форматы и ищите другие решения обычных проблем.

В синем квадрате мало энергии и нет настроения. Здесь следует искать ошибки и недочеты. Разобрать, как можно улучшить повседневную рутину и придумать, над чем еще можно поработать.

Квадрант эмоций поможет направить свободные ресурсы на подходящие задачи. Вы сможете грамотно расставлять приоритеты и давать четкие распоряжения сотрудникам.

Как определить уровень развития эмоционального интеллекта?

Автор книги «Эмоциональный интеллект на практике» Джастин Барисо выделяет 13 критериев развитого EQ:

  1. Осознаете свои чувства и эмоции.

  2. Делаете паузу, прежде чем говорить или действовать.

  3. Стремитесь контролировать свои мысли и реакцию на эмоции.

  4. Используете критику как возможность что-то улучшить.

  5. Придерживаетесь своих ценностей и принципов.

  6. Умеете сочувствовать.

  7. Хвалите и вдохновляете других.

  8. Даете полезную обратную связь.

  9. Извиняетесь и признаете ошибки.

  10. Прощаете и забываете.

  11. Выполняете свои обязательства.

  12. Помогаете другим.

  13. Защищаете себя от эмоционального саботажа.

Виктория Шиманская добавляет один универсальный, но субъективный критерий — степень удовлетворения собственной жизнью. В EQ важнее собственное ощущение, чем показатель развития навыка. Если вы несколько лет не можете попросить прибавку к зарплате или страшно злитесь, когда убираете квартиру — присмотритесь к работе со своими эмоциями.

Как справиться с трудностями и применять это в жизни

Самое трудное в развитии эмоционального интеллекта — начать. Непонятно, в какой момент появляется опыт, который позволяет дальше развивать EQ-навыки. Начинайте внимательно прислушиваться к себе и отлавливать эмоцию: называть, осознавать, размышлять, вслушиваться в свои ощущения. Без этого упражнения никакие книги не приблизят вас к ощущению счастья, преодолению страхов, обузданию гнева и другим задачам, которые мы хотим решить с помощью управления эмоциями.

Эмоциональный интеллект живет на стыке смыслов и тела. Только связав знания с физическими ощущениями, можно его включить и настроить свой эмоциональный аппарат. Значит, наш путь — отрабатывать связку тела и сознания. Делать — фиксировать, ощущать — осмыслять.

Чтобы развить эмоциональный интеллект

  1. Учитесь осознавать свои эмоции и называть их. Произносите вслух что вы чувствуете.
  2. Принимайте эмоции и старайтесь проживать их без ущерба для себя и окружающих.
  3. Научитесь отделять эмоции от себя. Вы всегда больше, чем одна эмоция.
  4. Ищите и понимайте причину эмоции.
  5. Согласовывайте эмоции с актуальной жизненной целью. Подумайте, как они могут вам помочь и направьте себе на пользу.
  6. Попробуйте применить инструменты EQ к другим людям.
  7. Пройдите специальную диагностику, чтобы определить уровень развития эмоционального интеллекта. Выберите тренинги, курсы, книги, которые помогут лучше прокачать навык.

Эмоциональные проблемы детей | Депрессия, Стресс, Агрессия, Эмоции, Тревожность

Эмоциональные проблемы детей