Медицинская радиология линденбратен – Медицинская радиология — Линденбратен Л.Д.

Медицинская радиология — Линденбратен Л.Д.

Скачать бесплатно учебник "Медицинская радиология", Линденбратен Л.Д.Год выпуска: 2000

Автор: Линденбратен Л.Д., Королюк И.П.

Жанр: Лучевая диагностика

Формат: PDF

Качество: Отсканированные страницы

Описание: В чем же особенности учебника «Медицинская радиология»? Прежде всего — в новизне содержания. Оно отражает величественные и стремительные достижения научно-технического прогресса. В книге «Медицинская радиология» немало сведений, которые сегодня неизвестны даже квалифицированным врачам, но завтра станут буднями медицинской практики. Впервые в учебнике с позиций системного подхода описаны все методы лучевой диагностики и вкратце изложены основы лучевой терапии, т.е. клиническая радиология представлена в едином комплексе. Впервые в учебник по радиологии введены сведения по медицинской информатике, без которых невозможно использовать новые технические средства и анализировать выдаваемую ими диагностическую информацию.
В распоряжении современного врача имеется большой набор лучевых, инструментальных и лабораторных методов обследования больного. Их рациональное использование во многих типовых клинических ситуациях обеспечивает быстрое и точное распознавание болезни. Однако непременным условием является продуманный выбор необходимых методов и рациональная последовательность их применения, поэтому в учебнике «Медицинская радиология» широко представлены ветвящиеся диагностические программы, т.е. рекомендации относительно тактики комплексного лучевого обследования больных с наиболее часто встречающимися и опасными заболеваниями и клиническими синдромами.
Другой особенностью учебника «Медицинская радиология» является его гуманитарная и эмоциональная направленность. Мы не можем одобрить обучение любой медицинской профессии вне связи с высокими нравственными идеалами, вне атмосферы новых идей и, пожалуй, доброго юмора.


Содержание учебника

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ РАДИОЛОГИИ
1. Что такое «Медицинская радиология»
2. «Минувшее проходит предо мною»

2.1. Открытие странного мира
2.2. Лучи имени Рентгена
2.3. Звездный час Беккереля
2.4. Что скрывалось за «беккерелевыми лучами»?
2.5. Наступление продолжается. Врачи следуют за физиками
2.6. Два рождения отечественной радиологии
3. Излучения, используемые в медицинской радиологии, их биологическое действие
3.1. Группировка излучений, применяемых в радиологии
3.2. Источники ионизирующих излучений, применяемых в радиологии
3.3. Взаимодействие ионизирующих излучений с веществом
3.4. Биологическое действие излучений
3.5. Осторожно, радиация!
4. Элементы медицинской информатики
4.1. Как устроен компьютер
4.2. Программное обеспечение компьютеров
4.3. Оценка эффективности диагностических исследований
4.4. Медицинская информация как объект обработки на компьютере
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ
1. Великий рентгенологический метод
1.1. Получение рентгеновского изображения
1.2. Искусственное контрастирование органов
1.3. Рентгенография
1.4. Рентгеноскопия
1.5. Флюорография
1.6. Томография
1.7. Компьютерная томография
1.8. Ангиография
2. Радионуклидный метод исследования
3. Ультразвуковой метод исследования
4. Магнитно-резонансный метод исследования
5. Термография
6. Интервенционная радиология
7. Медицинское изображение как объект информатики

ЛУЧЕВАЯ ДИАГНОСТИКА ПОВРЕЖДЕНИЙ И ЗАБОЛЕВАНИЙ
1 Общие принципы лучевой диагностики
2. Легкие

2.1. Лучевая анатомия легких
2.2. Лучевое исследование функции легких
2.3. Лучевые синдромы поражения легких
2.3.1. Затемнение легочного поля или его части
2.3.2. Просветление легочного поля или его части
2.3.3. Изменения легочного и корневого рисунка
2.4. Лучевые симптомы поражений легких
2.4.1. Повреждения легких и диафрагмы
2.4.2. Острые пневмонии
2.4.3. Тромбоэмболия ветвей легочной артерии
2.4.4. Хронические бронхиты и эмфизема легких
2 4 5. Хронические пневмонии и ограниченные неспецифические пневмосклерозы
2.4.6. Пневмокониозы
2.4.7. Туберкулез легких
2.4.8. Первичный рак легкого
2.4.9. Диффузные (диссеминированные) поражения легких
2.4.10. Плевриты
2.4.11. Объемные образования в средостении
2.4.12. Интенсивная терапия и интервенционные вмешательства под контролем лучевых методов
3. Сердечно-сосудистая система
3.1. Лучевая анатомия сердца
3.2. Лучевое исследование функции сердца
3.3. Лучевые симптомы поражения сердца
3.4. Лучевая картина поражений сердца
3.4.1. Ишемическая болезнь сердца. Инфаркт миокарда
3.4.2. Митральные пороки
3.4.3. Аортальные пороки
3.4 4. Врожденные пороки
3.4.5. Перикардиты
3.5. Лучевая ангиология
3.5.1. Грудная аорта
3.5.2. Брюшная аорта и артерии конечностей
3.5.3. Вены нижних конечностей
4. Пищевод, желудок, кишечник
4.1. Лучевое исследование глотки и пишевода
4.1.1. Нормальный пищевод
4.1.2. Инородные тела глотки и пишевода
4.1.3. Заболевания пищевода
4.1.4. Дисфагия
4.2. Лучевое исследование желудка и двенадцатиперстной кишки
4.2.1. Нормальные желудок и двенадцатиперстная кишка
4.2.2. Заболевания желудка и двенадцатиперстной кишки
4.3. Лучевое исследование кишечника
4.3.1. Нормальная тонкая кишка
4.3.2. Нормальная толстая и прямая кишка
4.3.3. Заболевания кишечника
5. Печень и желчные пути. Поджелудочная железа
5.1. Лучевое исследование печени и желчных путей
5.2. Лучевая картина поражений печени и желчных путей
5.3. Лучевое исследование поджелудочной железы
5.3.1 Лучевая диагностика поражений поджелудочной железы
5.4. Селезенка
6. Мочевыделительная система
6.1. Методы лучевого исследования мочевыделительной системы
6.2. Основные клинические синдромы и тактика лучевого исследования
7. Череп и позвоночник. Головной и спинной мозг
7.1. Лучевая анатомия черепа
7.2. Лучевая анатомия головного мозга
7.3. Повреждения черепа и головного мозга
7.4. Нарушения мозгового кровообращения. Инсульт
7.5. Инфекционные и воспалительные заболевания головного мозга. Гипертензивный синдром
7.6. Опухоли черепа и головного мозга
7.7. Лучевая анатомия позвоночника и спинного мозга
7.8. Повреждения позвоночника и спинного мозга
7.9. Вертеброгенный болевой синдром
7.10. Воспалительные заболевания позвоночника
8. Опорно-двигательная система
8.1. Лучевая анатомия скелета
8.2. Лучевые симптомы и синдромы поражения скелета
8.3. Повреждения костей и суставов
8.4. Заболевания костей и суставов
8.4.1. Системные и распространенные поражения
8.4.2. Очаговые поражения костей
9. Щитовидная и паращитовидные железы. Надпочечники
9.1. Лучевая анатомия щитовидной железы
9.2. Лучевое исследование физиологии щитовидной железы
9.3. Клинико-радиологические синдромы и диагностические программы при заболеваниях щитовидной железы
9.4. Аденома парашитовидной железы
9.5. Заболевания надпочечников
10. ЛОР-органы. Глаз и глазница
10.1. Полость носа и околоносовые пазухи
10.1.1. Заболевания носа и околоносовых пазух
10.2. Гортань. Глотка
10.3. Ухо и височная кость
10.4. Глаз и глазница
10.4.1. Повреждения и заболевания органа зрения
11. Репродуктивная система женщины. Молочная железа
11.1. Лучевая анатомия матки и яичников
11.2. Лучевое исследование гормональной регуляции репродуктивной функции женского организма
11.3. Беременность и ее нарушения
11.4. Заболевания репродуктивной системы
11.5. Молочная железа
11.5.1. Методы исследования. Нормальная молочная железа
11.5.2. Заболевания молочных желез
12. Рентгенодиагностика в стоматологии
12 1  Методы рентгенологического исследования челюстно-лицевой области
12.1.1. Внутриротовая контактная (периапикальная) рентгенография
12.1.2. Внутриротовая рентгенография вприкус
12 1.3. Интерпроксимальные рентгенограммы
12.1.4. Внеротовые (экстраоральные) рентгенограммы
12.1.5. Томография
12.1 6. Панорамная томография
12 1.7. Панорамная рентгенография с прямым увеличением изображения
12.1.8. Телсрентгеиография
12.1.9. Методы исследования с использованием контрастных веществ
12.1.10. Компьютерная томография
12.1.11. Радиовизиография
12 1.12 Зашита больного при рентгенографии челюстно-лицевой области
12.1.13. Магнитно-резонансная томография
12.2. Развитие и анатомия зубов и челюстей в рентгеновском изображении
12.2.1. Зубы в рентгеновском изображении
12.2.2. Верхняя челюсть
12.2.3. Нижняя челюсть
12.2.4. Височно-нижнечелюстной сустав
12.3. Рентгенологическое исследование при врожденных и приобретенных деформациях челюстно-лицевой области
12.3.1. Аномалии развития зубов
12.3.2. Аномалии развития челюстей
12.4. Рентгенодиагностика кариеса, пульпита, периодонтита, заболеваний пародонта
12.4.1. Рентгенодиагностика кариеса
12.4.2. Лучевые поражения зубов
12.4.3. Рентгенодиагностика заболеваний пульпы
12.4.4. Рентгенодиагностика периодонтита
12.4.5. Рентгенодиагностика заболеваний пародонта
12.5. Рентгенодиагностика воспалительных заболеваний челюстей
12.6. Рентгенодиагностика травматических повреждений челюстей и зубов
12.6.1. Переломы нижней челюсти
12.6.2. Переломы верхней челюсти
12.6.3. Перелом скуловой кости
12.6.4. Сращение переломов
12.6.5. Осложнения сращения переломов
12.6.6. Вывих нижней челюсти
12.6.7. Вывихи и переломы зубов
12.7. Рентгенодиагностика кист челюстей
12.8. Рентгенодиагностика доброкачественных одонтогенных опухолей
12 9.   Рентгенодиагностика злокачественных опухолей челюстей
12.10. Рентгенодиагностика заболеваний височно-нижнечелюстного сустава
12.11. Рентгенодиагностика заболеваний слюнных желез
ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯ
1. Принципы радиационной онкологии (стратегия лучевой терапии злокачественных опухолей)
2. Клинико-радиобиологические основы лучевого лечения опухолей

2.1 Действие ионизирующего излучения на опухоль
2.2. Управление лучевыми реакциями опухолей и нормальных тканей
2.2.1. Выбор режима облучения
2 2.2. Физические и химические средства радиомодификации
3. Клинико-дозиметрическое планирование лучевой терапии
3.1. Выбор поглощенной дозы и ее распределение в облучаемом объеме
3.2. Радиационно-физическая характеристика пучков излучения
4. Технологическое обеспечение лучевой терапии
4.1. Дистанционное облучение
4.2. Контактные методы облучения
5. Курс лучевой терапии
5.1. Предлучевой период
5.2. Лучевой период
5.3. Реакции организма на лечебное лучевое воздействие. Послслучевой период
6. Основы лучевой терапии злокачественных опухолей челюстно-лицевой области
6.1. Лучевые реакции и осложнения при лучевой терапии опухолей челюстно-лицевой области
7. Лучевая терапия неопухолевых заболеваний

ЛИТЕРАТУРА

www.booksmed.com

Линденбратен, Королюк

ЛИНДЕНБРАТЕН Леонид Давидович — действительный член РАЕН, Почетный член Российской и ряда зарубежных радиологических Ассоциаций, Президент Московского объединения медицинских радиологов, главный редактор журнала «Медицинская радиология и радиационная безопасность». Л.Д.Линденбратсн — видный ученый-радиолог, известный врач-клини- цист, блестящий лектор, автор более 500 научных публикаций. Основные направления его научной деятельности — общие методологические проблемы медицинской радиологии, рентгенофизиология и функциональная патология печени и желчных путей, синдромная рентгенодиагностика заболеваний легких, ранняя диагностика рака молочной железы. Под руководством Л.Д.Линденбратена защищено 20 докторских и 80 кандидатских диссертаций.

КОРОЛЮК Игорь Петрович — заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, заведующий кафедрой лучевой диагностики с курсом медицинской информатики Самарского государственного медицинского университета. Один из ведущих специалистов страны в области лучевой диагностики, автор более 300 научных работ. Основные направления его научных исследований — радиологическая диагностика заболеваний внутренних органов, научные основы медицинской информатики, компьютерные средства визуализации внутренних органов. Входит в состав Исполкома Российской ассоциации рентгенологов и радиологов, редакционных коллегий журналов «Медицинская радиология и радиационная безопасность», «Визуализация в клинике», «Eida-EIecta». Научный советник ВОЗ по диагностической радиологии.

ВОРОБЬЕВ Юрий Иванович — профессор, заведующий кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии Московского медицинского стоматологического института им. Н.А.Семашко, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Ю.И.Воробьев является автором 220 научных работ, в том числе «Атласа рентгенограмм зубов и челюстей в норме и патологии» (1968), учебника «Рентгенография зубов и челюстей» (1989) и 5 монографий. Основные направления его научной деятельности — актуальные проблемы лучевой диагностики и лучевой терапии в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Ю.И.Воробьев имеет опыт работы в качестве эксперта ВОЗ.

Учебная литература для студентов медицинских вузов

Л. Д. Линденбратен, И. П. Королюк

МЕДИЦИНСКАЯ

РАДИОЛОГИЯ

(основы лучевой диагностики и лучевой терапии)

Издание второе, переработанное и дополненное

Рекомендовано Управлением научных и образовательных медицинских учреждений Министерства здравоохранение Российской Федерации в качестве учебника дл» студентов медицинских вузов

Москва

«Медицина»

2000

УДК 615.849.1+616-073.75] (075.8) ББК 53.6

Л59

Линденбратеи Л.Д., Королюк И.П.

Л59 Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии): Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2000.— 672 с: ил. (Учеб. лит. Для студентов мед. вузов).

ISBN 5-225-04403-4

Во втором издании учебника (первое вышло в 1993 г.) изложены основы лучевой диагностики и лучевой терапии повреждений и заболеваний органов и систем человека, а также информатики и вычислительной техники применительно к задачам медицинской радиологии. Представлены материалы по рентгенологической, ультразвуковой, радионуклидной и термографической диагностике в области кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, неврологии, нефрологии, остеопатологии, стоматологии, акушерства и гинекологии, а также сведения о компьютерной и магнитно-резонансной интроскопии и эндоваскулярной рентгенологической хирургии.

 

ББК S3.6

 

© Издательство «Медицина», 1993

ISBN 5-225-04403-4

© Л.Д. Линденбратен,

И.П.Королюк, 2000

Все права авторов защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым способом без предварительного письменного разрешения издателя.

«DO UT DES»

«Даю, чтобы ты дал»

«Ах,еслн бы можно было сделать тело человека прозрачным, как хрусталь!»

«Медицинские сказки’ (1885 г.- за 10 лет до открытия В.Рентгена)

ОТ АВТОРОВ

Уважаемый читатель!

Признаемся сразу, что трудно найти главные слова в разговоре с новым поколением медиков. Ведь у каждого поколения — свое. Когда НИ. Пирогов, будущий знаменитый хирург, поступал на медицинский факультет Московского университета, при входе в клинику в стену был вделан крест с надписью по-латыни: «Per crucem ad lucem» («Через религию — к просвещению»). У одного из авторов этой книги в 1940 г. была казарма военноморского медицинского училища и песня: «Если завтра война…», а у вас — глубокие социально-экономические преобразования общества, телевизионные сериалы, Интернет. Однако есть что-то главное, объединяющее различные поколения врачей!

Борис Васильев в повести о своей жизни создал трогательный образ доктора Янсена, который всю жизнь шагал по бедным домам окраинного района Смоленска. Когда он умер, у открытого фоба стоял инвалид-крас- ноармеец Родион Петров, размахивал единственной рукой и прощался «от народа» с доктором Янсеном, а под серым небом на мокрой глинистой почве по всему кладбищу стояли на коленях дети, женщины и мужчины, молясь за доктора Янсена. Может быть, главное — гуманность и доброта? «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты!» — писал раздираемый своим талантом и своими недугами Бетховен.

…На поле Ватерлоо разгоралась битва между армией Наполеона и войсками союзников. Командующий этими войсками фельдмаршал Веллингтон с холма Сен-Жан наблюдал за боем. Сквозь постепенно расходящийся туман он увидел, что среди разрывов ядер по полю медленно движется пожилой человек с повязкой и оказывает помощь раненым. «Кто этот смельчак?» — воскликнул главнокомандующий. «Это главный хирург Бонапарта Ларей»,— ответили ему. Веллингтон приказал отвести в сторону огонь орудий, снял шляпу и поклонился. Стоявший рядом герцог Кембриджский спросил его, кому он кланяется. «Я преклоняюсь перед честью и мужеством!» — ответил Веллингтон. Так, может быть, главное — честь и мужество? Недаром гласит народная пословица: «Береги честь смолоду».

Одним из героев, о которых предполагал написать Л.Н. Толстой, был московский врач Илларион Иванович Дуброво, который высосал у больного дифтерийный яд и умер. Другой молодой врач, будущий академик СИ. Спасокукоцкий, отсасывая дифтерийную пленку из горла ребенка, заразился сам и заразил своего единственного сына, который вследствие осложнения потерял слух. 6 мая 1961 г. А.А. Шаткин заразил себя лабораторной культурой возбудителя трахомы, доказав тем самым, что она патогенна для человека. В 1929 г. немецкий врач Вернер Форсман вопреки запрету начальства ввел себе а локтевую вену мочеточниковый катетер и под контролем рентгеновского просвечивания продвинул его по венам в сердце и впрыснул через этот катетер контрастное вещество — он мечтал разработать рентгенологический метод исследования полостей сердца. И добился успеха! Может быть, главное — ежедневный подвиг, чувство долга, обнажен-

ная совесть?

Почему мы вспоминаем эти примеры? Ведь мы представляем самую вооружейную медицинскую дисциплину — радиологию. У нас великолепные

рентгеновские установки — с телевизионными экранами и видеомагнитофонами со скоростной съемкой и компьютерными устройствами. Гаммакамеры и эмиссионные томографы позволяют следить за судьбой отдельных молекул различных препаратов и веществ, странствующих по организму Похоже на сказку, не правда ли1 В распоряжении радиологов мощные источники излучения вплоть до аппаратов, тонкий луч которых превосходит луч гиперболоида инженера Гарина и способен уничтожить маленькую опухоль в глубине мозга, не повреждая окружающие ткани.

Да потому вспоминаем, что за всем удивительным техническим оснащением современной медицины должно быть главное, о котором великий врач средневековья Парацельс сказал: «Сила врача — в его сердце». Именно это делает человека врачом. Именно поэтому A.M. Горький называл врачей «маленькими великими людьми». Именно поэтому Поль де Крюи, написавший прекрасную книгу «Охотники за микробами», утверждал: «Медицина — это любовь, иначе она ничего не стоит».

Ипусть вас не удивляет наше вступление. Этот учебник — не для терапевтов, не для радиологов, не для хирургов, не для стоматологов, а для будущего врача. Значит, он должен быть шире и глубже одной специальности, должен касаться врача любого профиля.

Ивот эта книга — учебник нового типа — перед вами. Авторы поставили перед собой честолюбивую и почти неосуществимую задачу: добиться, чтобы каждый читатель (подумайте только: каждый!) полюбил эту книгу (подумайте только: учебник!), сделал ее на какое-то время своим помощником, а затем сохранил о ней добрую память. И не потому, что книга легка для восприятия. Нет! Перед Вами трудный учебник. Он труден для авторов, так как он первый в своем роде. Такого учебника для студентов еще никто не создавал. Он труден для преподавателей, которым придется отказаться от многих привычных понятии и представлений и стать на путь перестройки учебного процесса по радиологии. И, наконец, он труден для читателя,

поскольку требует вдумчивости, настойчивости, сообразительности.

Авпрочем, стоит ли учиться иначе?

Вчем же особенности учебника? Прежде всего — в новизне содержания. Оно отражает величественные и стремительные достижения научнотехнического прогресса. В книге немало сведений, которые сегодня неизвестны даже квалифицированным врачам, но завтра станут буднями медицинской практики. Впервые в учебнике с позиций системного подхода описаны все методы лучевой диагностики и вкратце изложены основы лучевой терапии, т.е. клиническая радиология представлена в едином комплексе. Впервые в учебник по радиологии введены сведения по медицинской информатике, без которых невозможно использовать новые технические средства и анализировать выдаваемую ими диагностическую информацию.

Враспоряжении современного врача имеется большой набор лучевых, инструментальных и лабораторных методов обследования больного. Их рациональное использование во многих типовых клинических ситуациях обеспечивает быстрое и точное распознавание болезни. Однако непременным условием является продуманный выбор необходимых методов и рациональная последовательность их применения, поэтому в учебнике широко представлены ветвящиеся диагностические программы, т.е. рекомендации относительно тактики комплексного лучевого обследования больных с наи-

более часто встречающимися и опасными заболеваниями и клиническими синдромами.

Другой особенностью учебника является его гуманитарная и эмоциональная направленность. Мы не можем одобрить обучение любой медицинской профессии вне связи с высокими нравственными идеалами, вне атмосферы новых идей и, пожалуй, доброго юмора. «К большинству серьезнейших своих достижений человечество пришло под спасительным прикрытием шутки»,— писал Герберт Уэллс. Читатель, конечно, почувствует и то, что авторы неравнодушны к истории. «История, в том числе древнейшая,— не давно прошедшее вчера, но важнейшее звено живой связи времен…» (АС. Пушкин). Отголоском этих вещих слов кажется нам стихотворение В. Шефнера:

Распадаясь на микрочастицы, Жизнь минувшая не умерла.

Икогда-то умершие птицы Пролетают сквозь наши тела. Мир пронизан минувшим. Он вечен. С каждым днем он богаче стократ.

Внем живут наши давние встречи

Ипогасшие звезды горят.

Однако, может быть, еще более примечательна другая особенность книги. В нее включены учебные материалы двух типов. Во-первых, рассмотрены выходящие за пределы программы типового курса проблемы лучевой диагностики. Эти сведения нужны при изучении клинических дисциплин на старших курсах, в интернатуре и клинической ординатуре. Вовторых, выделен текст, отражающий самые важные положения курса, без знания которых первичный этап обучения основам радиологии нельзя считать завершенным.

Уважаемый читатель! Вам, таким образом, предоставлено право выбора. «В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность, ибо это нежное растеньице требует наряду с поощрением прежде всего свободы — без нее оно неизбежно погибает» (А. Эйнштейн). Так вот — Вы свободны в выборе пути! Забирайте из учебника то, что подходит Вам лично. Ведь учебник — это средство индивидуальной работы, это — самоучитель. Однако помните: «В 20 лет можно колебаться перед каким-либо решением, но не отступать, когда решение принято» (А. Мюссе). Мы убеждены, что удача поджидает не на легком, а на верном пути.

Твой ум уклончивый ведет тебя в обход. Ища проторенных тропинок.

Но ты вступи с ним в поединок: Дать радость может только взлет!

Эмиль Верхарн

В учебнике имеется большое количество иллюстраций. За помощь в их подборе мы благодарим преподавателей и сотрудников кафедр лучевой диагностики Московской медицинской академии им. ИМ. Сеченова, Самарского государственного медицинского университета и Самарского диагностического центра.

С любезного разрешения руководителей фирм «Дженерел Электрик», «Сименс» «Филипс» в книге использованы отдельные иллюстрации из их изданий, за что авторы приносят этим фирмам искреннюю благодарность.

Сейчас Вы все рядом, на старте изучения новой для Вас дисциплины — медицинской радиологии. На финиш Вы придете уже по отдельности — ведь некоторые глубоко изучат книгу, и наши взгляды, быть может, станут частью их собственной системы мышления, а другие лишь мельком просмотрят учебник перед занятиями. Составьте же себе сами «модель потребного будущего». Сегодня нам не нравится многое из того, что было сделано вчера; не стоит распространять подобный опыт на будущее. Нужно наблюдать за меняющимся миром и предвидеть его изменения, чтобы знать, как меняться самим.

Остается добавить, что учебник написан в соответствии с учебной программой по медицинской радиологии, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации. Объем и содержание учебника соответствуют современным требованиям к врачу общей практики. Учебник предназначен не только для изучающих основы медицинской радиологии, но и для студентов всех курсов, начиная от тех, кто проходит рентгеноанатомию, и кончая обучающимися в интернатуре и клинической субординатуре по радиологии и основным клиническим дисциплинам. Два раздела — глава 12 в части III и глава 7 в части IV — рассчитаны в основном на студентов стоматологического факультета и изложены с учетом специфики этого курса. Они написаны зав. кафедрой рентгенологии и радиологии ММСИ им. НА. Семашко проф. Ю.И. Воробьевым.

Общие вопросы медицинской радиологии

Живые борются! И живы только те, Чье сердце предано возвышенной мечте,

Кто, цель прекрасную поставив пред собою, К вершинам доблести идут крутой тропою И, только факел свой, в грядущее несут Великую любовь лили священный труд.

Виктор Гюго

‘Открытие Америки Христофором Колумбом». Сальвадор Дали, 1958

1. ЧТО ТАКОЕ «МЕДИЦИНСКАЯ РАДИОЛОГИЯ»

Определите значение слов, и Вы избавите свет от поло-

вины его заблуждений.

Рене Декарт

Мы — жители планеты Земля. Все живое на ней существует и развивается в постоянном взаимодействии с излучениями и упругими колебаниями. Излучения и жизнь неразрывны!

Медицинская радиология — область медицины, разрабатывающая теорию и практику применения излучения в медицинских целях. Медицинская радиология включает в себя две основные медицинские дисциплины: лучевую диагностику (диагностическую радиологию) и лучевую терапию (радиационную терапию).

Лучевая диагностика — наука о применении излучений для исследования строения и функций нормальных и патологически измененных органов и систем человека с целью профилактики и распознавания заболеваний.

В состав лучевой диагностики входят рентгенодиагностика, радионуклидная диагностика, ультразвуковая диагностика и магнитно-резо- нансная визуализация. К ней также относят такие нечасто применяемые методы исследования, как термография, СВЧ-термометрия, магнитнорезонансная спектрометрия. Еще одно очень важное направление лучевой диагностики — интервенционная радиология: выполнение лечебных вмешательств под контролем лучевых исследований.

Роль лучевой диагностики в подготовке врача и медицинской практике непрерывно возрастает. Это связано с созданием в стране диагностических центров, вводом в строй крупных городских, областных и республиканских больниц, оснащенных новейшей аппаратурой, а также быстрым развитием компьютерных технологий, которые создают предпосылки для получения высококачественных изображений внутренних органов, включая объемные (так называемые трехмерные) изображения. Указанные обстоятельства способствуют созданию новой системы медицинской диагностики, объединяющей все существующие способы получения изображения органов человека.

Лучевая терапия — это наука о применении ионизирующих излучений для лечения болезней. Лучевая терапия располагает большим набором источников квантового и корпускулярного излучений, обеспечивающих облучение нужного объема тканей в оптимальной лечебной дозе. В связи с этим лучевая терапия стала важнейшей составной частью комплексного лечения злокачественных заболеваний, а лучевые терапевты работают в тесном контакте с онкологами, хирургами, химиотерапевтами.

Без радиологии сегодня не могут обойтись никакие медицинские дисциплины. Лучевые методы широко используют в анатомии (лучевая нормальная и патологическая анатомия), физиологии (лучевая физиология и патофизиология), биохимии (радиационная биохимия). Изучением действия

studfiles.net

Lindenbraten

ЛИНДЕНБРАТЕН Леонид Давидович — действительный член РАЕН, Почетный член Российской и ряда зарубежных радиологических Ассоциаций, Президент Московского объединения медицинских радиологов, главный редактор журнала «Медицинская радиология и радиационная безопасность». Л.Д.Линденбратсн — видный ученый-радиолог, известный врач-клини- цист, блестящий лектор, автор более 500 научных публикаций. Основные направления его научной деятельности — общие методологические проблемы медицинской радиологии, рентгенофизиология и функциональная патология печени и желчных путей, синдромная рентгенодиагностика заболеваний легких, ранняя диагностика рака молочной железы. Под руководством Л.Д.Линденбратена защищено 20 докторских и 80 кандидатских диссертаций.

КОРОЛЮК Игорь Петрович — заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор, заведующий кафедрой лучевой диагностики с курсом медицинской информатики Самарского государственного медицинского университета. Один из ведущих специалистов страны в области лучевой диагностики, автор более 300 научных работ. Основные направления его научных исследований — радиологическая диагностика заболеваний внутренних органов, научные основы медицинской информатики, компьютерные средства визуализации внутренних органов. Входит в состав Исполкома Российской ассоциации рентгенологов и радиологов, редакционных коллегий журналов «Медицинская радиология и радиационная безопасность», «Визуализация в клинике», «Eida-EIecta». Научный советник ВОЗ по диагностической радиологии.

ВОРОБЬЕВ Юрий Иванович — профессор, заведующий кафедрой лучевой диагностики и лучевой терапии Московского медицинского стоматологического института им. Н.А.Семашко, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Ю.И.Воробьев является автором 220 научных работ, в том числе «Атласа рентгенограмм зубов и челюстей в норме и патологии» (1968), учебника «Рентгенография зубов и челюстей» (1989) и 5 монографий. Основные направления его научной деятельности — актуальные проблемы лучевой диагностики и лучевой терапии в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Ю.И.Воробьев имеет опыт работы в качестве эксперта ВОЗ.

Учебная литература для студентов медицинских вузов

Л. Д. Линденбратен, И. П. Королюк

МЕДИЦИНСКАЯ

РАДИОЛОГИЯ

(основы лучевой диагностики и лучевой терапии)

Издание второе, переработанное и дополненное

Рекомендовано Управлением научных и образовательных медицинских учреждений Министерства здравоохранение Российской Федерации в качестве учебника дл» студентов медицинских вузов

Москва

«Медицина»

2000

УДК 615.849.1+616-073.75] (075.8) ББК 53.6

Л59

Линденбратеи Л.Д., Королюк И.П.

Л59 Медицинская радиология (основы лучевой диагностики и лучевой терапии): Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2000.— 672 с: ил. (Учеб. лит. Для студентов мед. вузов).

ISBN 5-225-04403-4

Во втором издании учебника (первое вышло в 1993 г.) изложены основы лучевой диагностики и лучевой терапии повреждений и заболеваний органов и систем человека, а также информатики и вычислительной техники применительно к задачам медицинской радиологии. Представлены материалы по рентгенологической, ультразвуковой, радионуклидной и термографической диагностике в области кардиологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, неврологии, нефрологии, остеопатологии, стоматологии, акушерства и гинекологии, а также сведения о компьютерной и магнитно-резонансной интроскопии и эндоваскулярной рентгенологической хирургии.

 

ББК S3.6

 

© Издательство «Медицина», 1993

ISBN 5-225-04403-4

© Л.Д. Линденбратен,

И.П.Королюк, 2000

Все права авторов защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым способом без предварительного письменного разрешения издателя.

«DO UT DES»

«Даю, чтобы ты дал»

«Ах,еслн бы можно было сделать тело человека прозрачным, как хрусталь!»

«Медицинские сказки’ (1885 г.- за 10 лет до открытия В.Рентгена)

ОТ АВТОРОВ

Уважаемый читатель!

Признаемся сразу, что трудно найти главные слова в разговоре с новым поколением медиков. Ведь у каждого поколения — свое. Когда НИ. Пирогов, будущий знаменитый хирург, поступал на медицинский факультет Московского университета, при входе в клинику в стену был вделан крест с надписью по-латыни: «Per crucem ad lucem» («Через религию — к просвещению»). У одного из авторов этой книги в 1940 г. была казарма военноморского медицинского училища и песня: «Если завтра война…», а у вас — глубокие социально-экономические преобразования общества, телевизионные сериалы, Интернет. Однако есть что-то главное, объединяющее различные поколения врачей!

Борис Васильев в повести о своей жизни создал трогательный образ доктора Янсена, который всю жизнь шагал по бедным домам окраинного района Смоленска. Когда он умер, у открытого фоба стоял инвалид-крас- ноармеец Родион Петров, размахивал единственной рукой и прощался «от народа» с доктором Янсеном, а под серым небом на мокрой глинистой почве по всему кладбищу стояли на коленях дети, женщины и мужчины, молясь за доктора Янсена. Может быть, главное — гуманность и доброта? «Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты!» — писал раздираемый своим талантом и своими недугами Бетховен.

…На поле Ватерлоо разгоралась битва между армией Наполеона и войсками союзников. Командующий этими войсками фельдмаршал Веллингтон с холма Сен-Жан наблюдал за боем. Сквозь постепенно расходящийся туман он увидел, что среди разрывов ядер по полю медленно движется пожилой человек с повязкой и оказывает помощь раненым. «Кто этот смельчак?» — воскликнул главнокомандующий. «Это главный хирург Бонапарта Ларей»,— ответили ему. Веллингтон приказал отвести в сторону огонь орудий, снял шляпу и поклонился. Стоявший рядом герцог Кембриджский спросил его, кому он кланяется. «Я преклоняюсь перед честью и мужеством!» — ответил Веллингтон. Так, может быть, главное — честь и мужество? Недаром гласит народная пословица: «Береги честь смолоду».

Одним из героев, о которых предполагал написать Л.Н. Толстой, был московский врач Илларион Иванович Дуброво, который высосал у больного дифтерийный яд и умер. Другой молодой врач, будущий академик СИ. Спасокукоцкий, отсасывая дифтерийную пленку из горла ребенка, заразился сам и заразил своего единственного сына, который вследствие осложнения потерял слух. 6 мая 1961 г. А.А. Шаткин заразил себя лабораторной культурой возбудителя трахомы, доказав тем самым, что она патогенна для человека. В 1929 г. немецкий врач Вернер Форсман вопреки запрету начальства ввел себе а локтевую вену мочеточниковый катетер и под контролем рентгеновского просвечивания продвинул его по венам в сердце и впрыснул через этот катетер контрастное вещество — он мечтал разработать рентгенологический метод исследования полостей сердца. И добился успеха! Может быть, главное — ежедневный подвиг, чувство долга, обнажен-

ная совесть?

Почему мы вспоминаем эти примеры? Ведь мы представляем самую вооружейную медицинскую дисциплину — радиологию. У нас великолепные

рентгеновские установки — с телевизионными экранами и видеомагнитофонами со скоростной съемкой и компьютерными устройствами. Гаммакамеры и эмиссионные томографы позволяют следить за судьбой отдельных молекул различных препаратов и веществ, странствующих по организму Похоже на сказку, не правда ли1 В распоряжении радиологов мощные источники излучения вплоть до аппаратов, тонкий луч которых превосходит луч гиперболоида инженера Гарина и способен уничтожить маленькую опухоль в глубине мозга, не повреждая окружающие ткани.

Да потому вспоминаем, что за всем удивительным техническим оснащением современной медицины должно быть главное, о котором великий врач средневековья Парацельс сказал: «Сила врача — в его сердце». Именно это делает человека врачом. Именно поэтому A.M. Горький называл врачей «маленькими великими людьми». Именно поэтому Поль де Крюи, написавший прекрасную книгу «Охотники за микробами», утверждал: «Медицина — это любовь, иначе она ничего не стоит».

Ипусть вас не удивляет наше вступление. Этот учебник — не для терапевтов, не для радиологов, не для хирургов, не для стоматологов, а для будущего врача. Значит, он должен быть шире и глубже одной специальности, должен касаться врача любого профиля.

Ивот эта книга — учебник нового типа — перед вами. Авторы поставили перед собой честолюбивую и почти неосуществимую задачу: добиться, чтобы каждый читатель (подумайте только: каждый!) полюбил эту книгу (подумайте только: учебник!), сделал ее на какое-то время своим помощником, а затем сохранил о ней добрую память. И не потому, что книга легка для восприятия. Нет! Перед Вами трудный учебник. Он труден для авторов, так как он первый в своем роде. Такого учебника для студентов еще никто не создавал. Он труден для преподавателей, которым придется отказаться от многих привычных понятии и представлений и стать на путь перестройки учебного процесса по радиологии. И, наконец, он труден для читателя,

поскольку требует вдумчивости, настойчивости, сообразительности.

Авпрочем, стоит ли учиться иначе?

Вчем же особенности учебника? Прежде всего — в новизне содержания. Оно отражает величественные и стремительные достижения научнотехнического прогресса. В книге немало сведений, которые сегодня неизвестны даже квалифицированным врачам, но завтра станут буднями медицинской практики. Впервые в учебнике с позиций системного подхода описаны все методы лучевой диагностики и вкратце изложены основы лучевой терапии, т.е. клиническая радиология представлена в едином комплексе. Впервые в учебник по радиологии введены сведения по медицинской информатике, без которых невозможно использовать новые технические средства и анализировать выдаваемую ими диагностическую информацию.

Враспоряжении современного врача имеется большой набор лучевых, инструментальных и лабораторных методов обследования больного. Их рациональное использование во многих типовых клинических ситуациях обеспечивает быстрое и точное распознавание болезни. Однако непременным условием является продуманный выбор необходимых методов и рациональная последовательность их применения, поэтому в учебнике широко представлены ветвящиеся диагностические программы, т.е. рекомендации относительно тактики комплексного лучевого обследования больных с наи-

более часто встречающимися и опасными заболеваниями и клиническими синдромами.

Другой особенностью учебника является его гуманитарная и эмоциональная направленность. Мы не можем одобрить обучение любой медицинской профессии вне связи с высокими нравственными идеалами, вне атмосферы новых идей и, пожалуй, доброго юмора. «К большинству серьезнейших своих достижений человечество пришло под спасительным прикрытием шутки»,— писал Герберт Уэллс. Читатель, конечно, почувствует и то, что авторы неравнодушны к истории. «История, в том числе древнейшая,— не давно прошедшее вчера, но важнейшее звено живой связи времен…» (АС. Пушкин). Отголоском этих вещих слов кажется нам стихотворение В. Шефнера:

Распадаясь на микрочастицы, Жизнь минувшая не умерла.

Икогда-то умершие птицы Пролетают сквозь наши тела. Мир пронизан минувшим. Он вечен. С каждым днем он богаче стократ.

Внем живут наши давние встречи

Ипогасшие звезды горят.

Однако, может быть, еще более примечательна другая особенность книги. В нее включены учебные материалы двух типов. Во-первых, рассмотрены выходящие за пределы программы типового курса проблемы лучевой диагностики. Эти сведения нужны при изучении клинических дисциплин на старших курсах, в интернатуре и клинической ординатуре. Вовторых, выделен текст, отражающий самые важные положения курса, без знания которых первичный этап обучения основам радиологии нельзя считать завершенным.

Уважаемый читатель! Вам, таким образом, предоставлено право выбора. «В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность, ибо это нежное растеньице требует наряду с поощрением прежде всего свободы — без нее оно неизбежно погибает» (А. Эйнштейн). Так вот — Вы свободны в выборе пути! Забирайте из учебника то, что подходит Вам лично. Ведь учебник — это средство индивидуальной работы, это — самоучитель. Однако помните: «В 20 лет можно колебаться перед каким-либо решением, но не отступать, когда решение принято» (А. Мюссе). Мы убеждены, что удача поджидает не на легком, а на верном пути.

Твой ум уклончивый ведет тебя в обход. Ища проторенных тропинок.

Но ты вступи с ним в поединок: Дать радость может только взлет!

Эмиль Верхарн

В учебнике имеется большое количество иллюстраций. За помощь в их подборе мы благодарим преподавателей и сотрудников кафедр лучевой диагностики Московской медицинской академии им. ИМ. Сеченова, Самарского государственного медицинского университета и Самарского диагностического центра.

С любезного разрешения руководителей фирм «Дженерел Электрик», «Сименс» «Филипс» в книге использованы отдельные иллюстрации из их изданий, за что авторы приносят этим фирмам искреннюю благодарность.

Сейчас Вы все рядом, на старте изучения новой для Вас дисциплины — медицинской радиологии. На финиш Вы придете уже по отдельности — ведь некоторые глубоко изучат книгу, и наши взгляды, быть может, станут частью их собственной системы мышления, а другие лишь мельком просмотрят учебник перед занятиями. Составьте же себе сами «модель потребного будущего». Сегодня нам не нравится многое из того, что было сделано вчера; не стоит распространять подобный опыт на будущее. Нужно наблюдать за меняющимся миром и предвидеть его изменения, чтобы знать, как меняться самим.

Остается добавить, что учебник написан в соответствии с учебной программой по медицинской радиологии, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации. Объем и содержание учебника соответствуют современным требованиям к врачу общей практики. Учебник предназначен не только для изучающих основы медицинской радиологии, но и для студентов всех курсов, начиная от тех, кто проходит рентгеноанатомию, и кончая обучающимися в интернатуре и клинической субординатуре по радиологии и основным клиническим дисциплинам. Два раздела — глава 12 в части III и глава 7 в части IV — рассчитаны в основном на студентов стоматологического факультета и изложены с учетом специфики этого курса. Они написаны зав. кафедрой рентгенологии и радиологии ММСИ им. НА. Семашко проф. Ю.И. Воробьевым.

Общие вопросы медицинской радиологии

Живые борются! И живы только те, Чье сердце предано возвышенной мечте,

Кто, цель прекрасную поставив пред собою, К вершинам доблести идут крутой тропою И, только факел свой, в грядущее несут Великую любовь лили священный труд.

Виктор Гюго

‘Открытие Америки Христофором Колумбом». Сальвадор Дали, 1958

1. ЧТО ТАКОЕ «МЕДИЦИНСКАЯ РАДИОЛОГИЯ»

Определите значение слов, и Вы избавите свет от поло-

вины его заблуждений.

Рене Декарт

Мы — жители планеты Земля. Все живое на ней существует и развивается в постоянном взаимодействии с излучениями и упругими колебаниями. Излучения и жизнь неразрывны!

Медицинская радиология — область медицины, разрабатывающая теорию и практику применения излучения в медицинских целях. Медицинская радиология включает в себя две основные медицинские дисциплины: лучевую диагностику (диагностическую радиологию) и лучевую терапию (радиационную терапию).

Лучевая диагностика — наука о применении излучений для исследования строения и функций нормальных и патологически измененных органов и систем человека с целью профилактики и распознавания заболеваний.

В состав лучевой диагностики входят рентгенодиагностика, радионуклидная диагностика, ультразвуковая диагностика и магнитно-резо- нансная визуализация. К ней также относят такие нечасто применяемые методы исследования, как термография, СВЧ-термометрия, магнитнорезонансная спектрометрия. Еще одно очень важное направление лучевой диагностики — интервенционная радиология: выполнение лечебных вмешательств под контролем лучевых исследований.

Роль лучевой диагностики в подготовке врача и медицинской практике непрерывно возрастает. Это связано с созданием в стране диагностических центров, вводом в строй крупных городских, областных и республиканских больниц, оснащенных новейшей аппаратурой, а также быстрым развитием компьютерных технологий, которые создают предпосылки для получения высококачественных изображений внутренних органов, включая объемные (так называемые трехмерные) изображения. Указанные обстоятельства способствуют созданию новой системы медицинской диагностики, объединяющей все существующие способы получения изображения органов человека.

Лучевая терапия — это наука о применении ионизирующих излучений для лечения болезней. Лучевая терапия располагает большим набором источников квантового и корпускулярного излучений, обеспечивающих облучение нужного объема тканей в оптимальной лечебной дозе. В связи с этим лучевая терапия стала важнейшей составной частью комплексного лечения злокачественных заболеваний, а лучевые терапевты работают в тесном контакте с онкологами, хирургами, химиотерапевтами.

Без радиологии сегодня не могут обойтись никакие медицинские дисциплины. Лучевые методы широко используют в анатомии (лучевая нормальная и патологическая анатомия), физиологии (лучевая физиология и патофизиология), биохимии (радиационная биохимия). Изучением действия

studfiles.net

МЕДИЦИНСКАЯ РАДИОЛОГИЯ (Л.Д. Линденбратен) — часть 1

 



содержание   .. 





3   ..


 


 

 

 




ОТ АВТОРОВ

Уважаемый читатель!

Признаемся сразу, что трудно найти главные слова в разговоре с новым

поколением медиков. Ведь у каждого поколения — свое. Когда  Н И . Пиро-

гов, будущий знаменитый хирург, поступал на медицинский факультет

Московского университета, при входе в клинику в стену был вделан крест с

надписью по-латыни: «Per crucem ad lucem» («Через религию — к просве-

щению»). У одного из авторов этой книги в 1940 г. была казарма военно-

морского медицинского училища и песня: «Если завтра война…», а у вас —

глубокие социально-экономические преобразования общества, телевизион-

ные сериалы, Интернет. Однако есть что-то главное, объединяющее раз-

личные поколения врачей!

Борис Васильев в повести о своей жизни создал трогательный образ

доктора Янсена, который всю жизнь шагал по бедным домам окраинного

района Смоленска. Когда он умер, у открытого фоба стоял инвалид-крас-

ноармеец Родион Петров, размахивал единственной рукой и прощался «от

народа» с доктором Янсеном, а под серым небом на мокрой глинистой

почве по всему кладбищу стояли на коленях дети, женщины и мужчины,

молясь за доктора Янсена. Может быть, главное — гуманность и доброта?

«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты!» — писал раз-

дираемый своим талантом и своими недугами Бетховен.

…На поле Ватерлоо разгоралась битва между армией Наполеона и вой-

сками союзников. Командующий этими войсками фельдмаршал Веллинг-

тон с холма Сен-Жан наблюдал за боем. Сквозь постепенно расходящийся

туман он увидел, что среди разрывов ядер по полю медленно движется по-

жилой человек с повязкой и оказывает помощь раненым. «Кто этот смель-

чак?» — воскликнул главнокомандующий. «Это главный хирург Бонапарта

Ларей»,— ответили ему. Веллингтон приказал отвести в сторону огонь ору-

дий, снял шляпу и поклонился. Стоявший рядом герцог Кембриджский

спросил его, кому он кланяется. «Я преклоняюсь перед честью и мужест-

вом!» — ответил Веллингтон. Так, может быть, главное — честь и мужество?

Недаром гласит народная пословица: «Береги честь смолоду».

Одним из героев, о которых предполагал написать Л.Н. Толстой, был

московский врач Илларион Иванович Дуброво, который высосал у боль-

ного дифтерийный яд и умер. Другой молодой врач, будущий академик

С И . Спасокукоцкий, отсасывая дифтерийную пленку из горла ребенка, за-

разился сам и заразил своего единственного сына, который вследствие ос-

ложнения потерял слух. 6 мая 1961 г. А.А. Шаткин заразил себя лаборатор-

ной культурой возбудителя трахомы, доказав тем самым, что она патогенна

для человека. В 1929 г. немецкий врач Вернер Форсман вопреки запрету на-

чальства ввел себе а локтевую вену мочеточниковый катетер и под контро-

лем рентгеновского просвечивания продвинул его по венам в сердце и

впрыснул через этот катетер контрастное вещество — он мечтал разрабо-

тать рентгенологический метод исследования полостей сердца. И добился

успеха! Может быть, главное — ежедневный подвиг, чувство долга, обнажен-

ная совесть?

Почему мы вспоминаем эти примеры? Ведь мы представляем самую во-

оружейную медицинскую дисциплину — радиологию. У нас великолепные

7





рентгеновские установки — с телевизионными экранами и видеомагнито-

фонами со скоростной съемкой и компьютерными устройствами. Гамма-

камеры и эмиссионные томографы позволяют следить за судьбой отдель-

ных молекул различных препаратов и веществ, странствующих по организ-

му Похоже на сказку, не правда ли

1

 В распоряжении радиологов мощные

источники излучения вплоть до аппаратов, тонкий луч которых превосхо-

дит луч гиперболоида инженера Гарина и способен уничтожить маленькую

опухоль в глубине мозга, не повреждая окружающие ткани.

Да потому вспоминаем, что за всем удивительным техническим осна-

щением современной медицины должно быть главное, о котором великий

врач средневековья Парацельс сказал: «Сила врача — в его сердце». Именно

это делает человека врачом. Именно поэтому A.M. Горький называл врачей

«маленькими великими людьми». Именно поэтому Поль де Крюи, напи-

савший прекрасную книгу «Охотники за микробами», утверждал: «Медици-

на — это любовь, иначе она ничего не стоит».

И пусть вас не удивляет наше вступление. Этот учебник — не для тера-

певтов, не для радиологов, не для хирургов, не для стоматологов, а для бу-

дущего врача. Значит, он должен быть шире и глубже одной специальнос-

ти, должен касаться врача любого профиля.

И вот эта книга — учебник нового типа — перед вами. Авторы постави-

ли перед собой честолюбивую и почти неосуществимую задачу: добиться,

чтобы каждый читатель (подумайте только: каждый!) полюбил эту книгу

(подумайте только: учебник!), сделал ее на какое-то время своим помощни-

ком, а затем сохранил о ней добрую память. И не потому, что книга легка

для восприятия. Нет! Перед Вами трудный учебник. Он труден для авторов,

так как он первый в своем роде. Такого учебника для студентов еще никто

не создавал. Он труден для преподавателей, которым придется отказаться

от многих привычных понятии и представлений и стать на путь перестрой-

ки учебного процесса по радиологии. И, наконец, он труден для читателя,

поскольку требует вдумчивости, настойчивости, сообразительности.

А впрочем, стоит ли учиться иначе?

В чем же особенности учебника? Прежде всего — в новизне содержа-

ния. Оно отражает величественные и стремительные достижения научно-

технического прогресса. В книге немало сведений, которые сегодня неиз-

вестны даже квалифицированным врачам, но завтра станут буднями меди-

цинской практики. Впервые в учебнике с позиций системного подхода

описаны все методы лучевой диагностики и вкратце изложены основы

лучевой терапии, т.е. клиническая радиология представлена в едином

комплексе. Впервые в учебник по радиологии введены сведения по меди-

цинской информатике, без которых невозможно использовать новые тех-

нические средства и анализировать выдаваемую ими диагностическую ин-

формацию.

В распоряжении современного врача имеется большой набор лучевых,

инструментальных и лабораторных методов обследования больного. Их ра-

циональное использование во многих типовых клинических ситуациях

обеспечивает быстрое и точное распознавание болезни. Однако непремен-

ным условием является продуманный выбор необходимых методов и раци-

ональная последовательность их применения, поэтому в учебнике широко

представлены ветвящиеся диагностические программы, т.е. рекомендации

относительно тактики комплексного лучевого обследования больных с наи-





более часто встречающимися и опасными заболеваниями и клиническими

синдромами.

Другой особенностью учебника является его гуманитарная и эмоцио-

нальная направленность. Мы не можем одобрить обучение любой меди-

цинской профессии вне связи с высокими нравственными идеалами, вне

атмосферы новых идей и, пожалуй, доброго юмора. «К большинству се-

рьезнейших своих достижений человечество пришло под спасительным

прикрытием шутки»,— писал Герберт Уэллс. Читатель, конечно, почувству-

ет и то, что авторы неравнодушны к истории. «История, в том числе древ-

нейшая,— не давно прошедшее вчера, но важнейшее звено живой связи

времен…» (АС. Пушкин). Отголоском этих вещих слов кажется нам стихо-

творение В. Шефнера:

Распадаясь на микрочастицы,

Жизнь минувшая не умерла.

И когда-то умершие птицы

Пролетают сквозь наши тела.

Мир пронизан минувшим. Он вечен.

С каждым днем он богаче стократ.

В нем живут наши давние встречи

И погасшие звезды горят.

Однако, может быть, еще более примечательна другая особенность

книги. В нее включены учебные материалы двух типов. Во-первых, рас-

смотрены выходящие за пределы программы типового курса проблемы лу-

чевой диагностики. Эти сведения нужны при изучении клинических дис-

циплин на старших курсах, в интернатуре и клинической ординатуре. Во-

вторых, выделен текст, отражающий самые важные положения курса, без

знания которых первичный этап обучения основам радиологии нельзя счи-

тать завершенным.

Уважаемый читатель! Вам, таким образом, предоставлено право выбора.

«В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем

удушили святую любознательность, ибо это нежное растеньице требует на-

ряду с поощрением прежде всего свободы — без нее оно неизбежно погиба-

ет» (А. Эйнштейн). Так вот — Вы свободны в выборе пути! Забирайте из

учебника то, что подходит Вам лично. Ведь учебник — это средство индиви-

дуальной работы, это — самоучитель. Однако помните: «В 20 лет можно ко-

лебаться перед каким-либо решением, но не отступать, когда решение при-

нято» (А. Мюссе). Мы убеждены, что удача поджидает не на легком, а на вер-

ном пути.

Твой ум уклончивый ведет тебя в обход.

Ища проторенных тропинок.
Но ты вступи с ним в поединок:

Дать радость может только взлет!

Эмиль Верхарн

В учебнике имеется большое количество иллюстраций. За помощь в их

подборе мы благодарим преподавателей и сотрудников кафедр лучевой диа-

гностики Московской медицинской академии им.  И М . Сеченова, Самар-

ского государственного медицинского университета и Самарского диагнос-

тического центра.

9


sinref.ru

МЕДИЦИНСКАЯ РАДИОЛОГИЯ (Л.Д. Линденбратен) — часть 5

чем мягкие ткани, называютреитгенопозитиеными. Они созданы на ос-
нове тяжелых элементов — бария или йода.

В качестве же рентгеноиегативных контрастных веществ использу-

ют газы — закись азота, углекислый газ. Основные требования к рент-

геноконтрастным веществам очевидны: создание высокой контраст-

ности изображения, безвредность при введении в организм больного,

быстрое выведение из организма.

Существуют два принципиально различных способа контрастирования

органов. Один из них заключается в прямом механическом введении кон-

трастного вещества в полость органа — в пишевод, желудок, кишечник,

слезные или слюнные протоки, желчные пути, полость матки, кровеносные

сосуды или полости сердца.

Второй способ контрастирования основан на способности некоторых

органов поглощать из крови введенное в нее контрастное вещество, кон-

центрировать и выделять его. Этот принцип — концентрации и выведе-

ния — используют при рентгенологическом исследовании мочевыделитель-

ной системы и желчных путей.

В рентгенологической практике в настоящее время применяют следую-

щие контрастные средства.

1. Препараты сульфата бария (BaSO

4

). Водная взвесь сульфата бария ~

основной препарат для исследования пищеварительного канала. Она не-

растворима в воде и пищеварительных соках, безвредна. Применяют в виде

суспензии в концентрации 1:1 или более высокой — до 5:1. Для придания

препарату дополнительных свойств (замедление оседания твердых частиц

бария, повышение прилипаемости к слизистой оболочке) в водную взвесь

добавляют химически активные вещества (танин, цитрат натрия, сорбит и

др.), для увеличения вязкости — желатин, пищевую целлюлозу. Существу-

ют готовые официнальные препараты сульфата бария, отвечающие всем

перечисленным требованиям.

2. Йодсодержащие растворы органических соединений. Это большая груп-

па препаратов, представляющих собой главным образом производные не-

которых ароматических кислот — бензойной, адипиновой, фенилпропио-

новой и др. Препараты используют для контрастирования кровеносных со-

судов и полостей сердца. К ним относятся, например, урографин, тразо-

граф, триомбраст и др. Эти препараты выделяются мочевыводящей систе-

мой, поэтому могут быть использованы для исследования чашечно-лоха-

ночного комплекса почек, мочеточников, мочевого пузыря.

В последнее время появилось новое поколение йодсодержащих органи-

ческих соединений — неионные (сначала мономеры — омнипак, ультравист,

затем димеры — йодиксанол, йотролан). Их осмолярность значительно ниже,

чем ионных, и приближается к осмолярности плазмы крови (300 моем).

Вследствие этого они значительно менее токсичны, чем ионные мономеры.

Ряд йодсодержащих препаратов улавливается из крови печенью и выво-

дится с желчью, поэтому их применяют для контрастирования желчных

путей. С целью контрастирования желчного пузыря применяют йодистые

препараты, всасывающиеся в кишечнике (холевид).

3. Иодированные масла. Эти препараты представляют собой эмульсию

йодистых соединений в растительных маслах (персиковом, маковом). Они

78

sinref.ru

МЕДИЦИНСКАЯ РАДИОЛОГИЯ (Л.Д. Линденбратен) — часть 39

в периоды различной радиопоражаемости. При нем используется спо-

собность здоровых тканей более полно восстанавливать свою структуру

и функцию, чем это происходит в опухоли.

Следовательно, вторая задача заключается в выборе правильного

режима фракционирования. Нужно определить разовую дозу, число

фракций, интервал между ними и соответственно общую продолжи-

тельность лучевой терапии.

Наибольшее распространение в практике получил режим классическо-

го мелкого фракционирования. Опухоль облучают в дозе 1,8—2 Гр 5 раз в не-

делю до достижения намеченной суммарной дозы. Общая продолжитель-

ность лечения составляет около 1,5 мес. Режим применим для лечения

большинства опухолей, обладающих высокой и умеренной радиочувстви-

тельностью.

При крупном фракционировании ежедневную дозу увеличивают до 3—

4 Гр, а облучение выполняют 3—4 раза в неделю. Такой режим предпочти-

тельнее для радиорезистентных опухолей, а также для новообразований,

клетки которых имеют высокую потенцию к восстановлению сублеталь-

ных повреждений. Однако при крупном фракционировании чаще, чем

при мелком, наблюдаются лучевые осложнения, особенно в отдаленном

периоде.

С целью повышения эффективности лечения быстро пролиферирую-

щих опухолей применяют мулыпифракционирование: облучение в дозе 2 Гр

проводят 2 раза в день с интервалом не менее 4—5 ч. Суммарная доза умень-

шается на 10—15 %, а продолжительность курса — на 1—3 нед. Опухолевые

клетки, особенно находящиеся в состоянии гипоксии, не успевают восста-

новиться после сублетальных и потенциально летальных повреждений.

Крупное фракционирование применяют, например, при лечении лимфом,

мелкоклеточного рака легкого, метастазов опухоли в шейных лимфатичес-

ких узлах.

При медленно растущих новообразованиях используют режим гипер-

фракционирования: ежедневную дозу облучения 2,4 Гр разбивают на 2 фракции

по 1,2 Гр. Следовательно, облучение проводят 2 раза в день, но ежедневная

доза несколько больше, чем при мелком фракционировании. Лучевые реак-

ции выражены нерезко, несмотря на увеличение суммарной дозы на 15—

25%.

Особым вариантом является так называемый расщепленный курс облуче-

ний. После подведения к опухоли половины суммарной дозы (обычно

около 30 Гр) делают перерыв на 2—4 нед. За это время клетки здоровых

тканей восстанавливаются лучше, чем опухолевые. Кроме того, в связи с

уменьшением опухоли оксигенация ее клеток повышается.

При внутритканевом лучевом воздействии, когда в опухоль имплантиру-

ют радиоактивные источники, используют непрерывный режим облучения в

течение нескольких дней или недель. Достоинством такого режима является

воздействие радиации на все стадии клеточного цикла. Ведь известно, что

клетки наиболее чувствительны к облучению в фазе митоза и несколько

меньше в фазе синтеза, а в фазе покоя и в начале постсинтетического пе-

риода радиочувствительность клетки минимальна.

При дистанционном фракционированном облучении также пытались ис-

пользовать неодинаковую чувствительность клеток в разные фазы цикла.
630

sinref.ru

МЕДИЦИНСКАЯ РАДИОЛОГИЯ (Л.Д. Линденбратен) — часть 8

ма. Размеры этого объема невелики — всего несколько миллиметров в диа-

метре, а его положение может произвольно устанавливать врач в соответст-

вии с конкретной задачей исследования. В некоторых аппаратах скорость

кровотока можно определять одновременно в нескольких (до 10) контроль-

ных объемах. Такая информация отражает полную картину кровотока в ис-

следуемой зоне тела пациента. Укажем, кстати, что изучение скорости кро-

вотока иногда называют ультразвуковой флоуметрией.

Результаты импульсного допплерографического исследования могут быть

представлены врачу тремя способами: в виде количественных показателей

скорости кровотока, в виде кривых и аудиально, т.е. тональными сигналами

на звуковом выходе аппарата. Звуковой выход позволяет на слух дифферен-

цировать однородное, правильное, ламинарное течение крови и вихревой

турбулентный кровоток в патологически измененном сосуде. При записи

на бумаге ламинарный кровоток характеризуется тонкой кривой, тогда как

вихревое течение крови отображается широкой неоднородной кривой.

Большое значение в клинической медицине, особенно в ангиологии,

получила ультразвуковая ангиография, или цветное допплеровское кар-

тирование (рис. 11.41, 11.42). Метод основан на кодировании в цвете

среднего значения допплеровского сдвига излучаемой частоты. При этом

кровь, движущаяся к датчику, окрашивается в красный цвет, а от дат-

чика — в синий. Интенсивность цвета возрастает с увеличением ско-

рости кровотока. Иногда для усиления контрастирования в кровь вво-

дят перфузат с микрочастицами, имитирующими эритроциты.

Дальнейшим развитием допплеровского картирования стал так на-

зываемый энергетический допплер. При этом методе в цвете кодируется

не средняя величина допплеровского сдвига, как при обычном доппле-

ровском картировании, а интеграл амплитуд всех эхосигналов доппле-

ровского спектра. Это дает возможность получать изображение крове-

носного сосуда на значительно большем протяжении, визуализировать

сосуды даже очень небольшого диаметра (ультразвуковая ангиогра-

фия). На ангиограммах, полученных с помощью энергетического доп-

плера, отражается не скорость движения эритроцитов, как при обыч-

ном цветовом картировании, а плотность эритроцитов в заданном объ-

еме. Благодаря своим диагностическим возможностям ультразвуковая

ангиография методом энергетического допплера в ряде случаев может

заменить более инвазивную рентгеновскую ангиографию (рис. 11.43).

Допплеровское картирование используют в клинике для изучения

формы, контуров и просвета кровеносных сосудов. С помощью этого мето-

да легко выявляют сужения и тромбоз сосудов, отдельные атеросклероти-

ческие бляшки в них, нарушения кровотока. Кроме того, введение в кли-

ническую практику энергетического допплера позволило этому методу

выйти за рамки чистой ангиологии и занять достойное место при исследо-

вании различных паренхиматозных органов с диффузными и очаговыми

поражениями, например у больных циррозом печени, диффузным или уз-

ловым зобом, пиелонефритом и нефросклерозом и др., чему способствует

появление класса контрастных веществ для ультразвукового исследования.

Еще один вид допплеровского картирования — тканевый допплер. Он

основан на визуализации нативных тканевых гармоник. Они возникают как

131

sinref.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о