Пессимизм это – значение слова, как избавиться от пессимизма

Содержание

значение слова, как избавиться от пессимизма

Пессимизм – это способ мироощущения, пронизанный унынием, негативом, неверием личности в положительные изменения. Значение слова пессимизм походит от слова «pessimus», что с латыни значит – наихудший, следовательно, человек, которому свойственен пессимизм воспринимает мир в наихудшем виде. В философии значение слова пессимизм представляет воззрение, которое утверждает о доминировании зла, рассматривает бытиё индивида, как бессмысленную пытку над собой, что является противоположным оптимизму.

Понятие пессимизм чаще понимается людьми, как жизненный взгляд, пропитанный мрачностью и печалью. Зачастую понятие пессимизм ошибочно приписывают личностям, которые пытаются быть реалистичными в выводах касательно окружающих вещей.

Пессимизм – это способ мировосприятия, который выражает подозрительность, негатив, недоверчивость личности. Этот способ мироощущения характеризуется угнетенным расположением духа, склонностью подчеркивать отрицательные аспекты действительности, переживанием бесцельности бытия, ощущением безысходности, слишком выраженной печальной реакцией на неуспехи.

Пессимизм распространённое явление, он отмечается у личностей различных профессий или социальных категорий, однако воспринимается большинством, как негативное явление, поэтому в обществе доминирует оптимизм. Жизнерадостность действительно помогает пережить трудности легче, это многим известно. Каждый способен избавиться от угнетающего пессимизма, отравляющего его счастливую жизнь.

Что такое пессимизм

Пессимизм, как способ восприятия мира считают отклонением, потому что большинство являются оптимистами, то есть верят в любовь, добро и доброжелательность людей. Но пессимизм это не мрачность взглядов, это возможность быть реалистом в некоторых вопросах.

Чтобы оставаться эффективной личностью надо постараться совмещать качества обоих типов – пессимизма и оптимизма. Обобщенно это звучит так: «иметь позитивный настрой, надеяться на наилучшее, не отрицать возможность худшего результата».

Необходимость делать пессимистические прогнозы возникает, когда нужно учитывать всевозможные неприятности и выходить из сложной ситуации. Но при рассмотрении возможных перспектив, особенно при формировании собственной мотивации, необходимо настраиваться на оптимизм, чтобы увидеть лучшие варианты.

Пессимизм каждого человека выражается неодинаково. У некоторых проявляется в быстропроходящей и недлительной депрессии, у других это длится дольше. При наличии крайне выраженного пессимизма у человека отмечается отрицательное отношение к внешнему миру, он не просматривает в нём ничего хорошего. Несмотря на пессимистическое мировоззрение, не означает, что надо оставаться таким всю жизнь, принимать это за норму, не стараться менять качество жизни к лучшему.

Пессимизм считается болезнью, хотя не каждый мыслит о нём так глобально. Если человек всегда унылый, ходит с плохим настроением, мрачными мыслями, это заметно отражается на здоровье. Спокойные, оптимистичные личности чаще становятся успешными. Они расслаблены, уверенны, поэтому более здоровы. Ведь мысли реально материализуются, поэтому от них очень зависит текущая жизнь. Всё, о чём человек думает, притягивается к нему, поэтому если он ходит хмурым, не стоит удивляться, что и жизнь такая же. Чтобы быть счастливым человеком необходимо ощущать себя таким.

Причины пессимизма бывают самыми разными. Генетические причины пессимизма являются очень весомыми. Хоть насколько бы дискуссионным ни был вопрос, является ли пессимизм врожденной характеристикой. Раз о нём говорят, значит, в этом есть смысл. Даже если приверженцы этой идеи очень серьезны в своих утверждениях, они должны согласиться, что на это вполне можно повлиять. То есть генетическую расположенность ребенка к пессимизму можно скорректировать правильным воспитанием и соответствующей средой общения.

Причины пессимизма могут скрываться в особенностях воспитания. Родители легко могут воспитать пессимистическую личность сами того не желая. Так, они любят сравнивать ребенка с другими, акцентируя, что он хуже, указывать на каждую оплошность, подавляя при этом индивидуальность, но удовлетворяя своё желание воспитать его по-своему.

Деструктивным образом на психику ребенка воздействует также критика, если еще при этом присутствуют другие. Убеждая его, что он глупый, безответственный, невменяемый, бестолковый и не способный, это не поможет ему стать успешным и позитивным человеком. Немалое значение имеет жизненный уклад родителей. Отношение к жизни значительно воздействует на процесс формирования мировоззрения. Ребенку тяжело быть оптимистом, если у его родителей пессимистический жизненный настрой.

Довольно часто встречается ситуация, когда пессимизм буквально «передаётся» поколениями. Родители живут по жизненному укладу своих родителей, обучая эму своих детей. Если воспитание было очень строгим, тогда эту цепочку будет сложно прервать. Они просто не знают, как им жить по-другому. Хотя очень часто встречаются случаи, когда родители из неблагополучных семей становятся для своих детей стимулом для положительных изменений. Такие дети очень смелые, ведь они бросают вызов установившемуся жизненному укладу и поступают очень правильно, воспитывая своих детей иначе, в любви и радости.

Депрессии и стрессы также причины пессимизма. Даже очень успешного человека способен сломить постоянный стресс, переживание горя, неудач, потерь. Человек, переживший несчастье, не способен искренне радоваться жизни, по крайней мере, первое время, поэтому для него пессимизм становится образом мышления. Зависимо от личности период пессимистического настроения будет проходить дольше или меньше.

Хроническая усталость также способна спровоцировать появление пессимистического настроения у человека. Однообразность дней становится испытанием, которое человек может не выдержать. Его личность «ломается» и он перестаёт видеть просвет в будущем.

Возраст также является фактором риска для возникновения пессимистического настроя. Оптимизм чаще ассоциируют с молодостью. В молодости есть возможность более резко изменить жизнь, поскольку есть больше сил и времени.

При наступлении кризиса среднего возраста силы, и время, да и здоровье становится уже не то. Человек начинает больше думать о старости и смерти, что конечно, не внушает оптимизма. Не все могут в силу природного оптимизма противостоять подобным перспективам, поэтому старость является отдельной причиной пессимизма. Хотя нередко можно встретить позитивных людей пожилого возраста, которых пессимизм обходит стороной, они не прекращают радоваться жизни.

Как избавиться от пессимизма

От пессимизма можно избавиться, но не за один день. Он становится образом жизни, образом человеческого мышления. Если человек понимает, что готов изменить жизнь, тогда должен научиться следовать рекомендациям.

Пессимисты в основном имеют низкую самооценку. Поднять её можно обращаясь к простому способу: необходимо вспомнить достижения детства. Насколько сложным казалось когда-то научиться писать, пользоваться техникой, но всему ведь научились и школу окончили.

Перед сном необходимо анализировать каждый прошедший день, вспомнить все позитивные мгновения. Сначала покажется, что ничего подобного не происходило. Но, даже такие вещи, как вкусный обед, согревающий чай, тёплый ветер, сияющее солнце дарят положительные эмоции. Необходимо представлять себе, как в идеале должно было выглядеть будущее во всех деталях и между этим сфокусироваться над достижимыми вещами. Подумать, как замечательно провести время, что сделать такого, что могло бы принести душевное удовлетворение (рыбалка, пикник, спорт).

Стремление к переменам поможет бороться пессимистическому индивиду с его навязчивыми мрачными мыслями. Новые знакомства, непривычная обстановка поспособствуют вытеснению апатии и негатива и вызовут любопытство. Периодически также необходимо заниматься новыми интересными занятиями.

Если пессимизм проявляется в основном при воспоминании о работе, видимо, пришло время, чтобы её сменить. Дать себе отдохнуть, выделить время, чтобы подумать, чем действительно можно заняться. Если накатывает волна плохого настроения, необходимо разобраться, почему так происходит, проследить связь изменения настроения и реальных обстоятельств, под воздействием которых оно изменяется.

Как избавиться от пессимизма? Необходимо отвлекаться от сильных переживаний о здоровье своём и близких. Если пессимистические мысли являются слишком изнуряющими и стали постоянными в жизни, тогда с ними тяжело справиться самому и следует обратиться к специалисту психологу.

Необходимо избегать негатива: не смотреть печальных и угнетающих фильмов, не читать политических новостей, избегать компании пессимистов. Следует делать всё точно наоборот – смотреть комедии, читать жизнеутверждающие истории, общаться с оптимистами. Главное, не терять надежды, выходить из того, что есть, развивать свои способности и заниматься любимым делом.

psihomed.com

📌 Пессимизм — это… 🎓 Что такое Пессимизм?

Наполовину полон или наполовину пуст?

Пессимизм (нем. Pessimismus от лат. pessimus — наихудший) — отрицательный, негативный взгляд на жизнь.

Весьма распространённую элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Очевидно, что люди субъективно особо чувствительны к бедствиям своего времени, и этот вид пессимизма — естественная и практически неизбежная иллюзия. Теоретически мы от нее освобождаемся тогда, когда узнаем факт её повторения в разные эпохи, в самых разных исторических условиях.

Пессимистическому взгляду на историю противопоставляется идея постоянного возрастания человеческого благополучия[1]. Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причём крайним из отрицательных ответов является пессимизм безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Э. Гартмана.

Четыре благородные истины

Русский философ Владимир Соловьев полную формулу безусловного пессимизма пытался найти в основном буддийском учении «Четыре благородные истины»:

1) Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. — болезнь и страдание): «Моё страдание есть результат моего неблагого мышления и плохой кармы». Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.

2) Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая — источник дуккхи): «Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других». Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти — в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истине, ошибочное понимание реальности.

3) Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха — прекращение дуккхи): «Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы». Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.

4) Истина о путях к прекращению страдания (марга или магга — путь, ведущий к прекращению дуккхи): «Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Нирвана — понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, «высшего счастья». По своей сути нирвана — трансцендентное состояние непреходящего покоя и удовлетворённости.

Спасение от «сансары» (бесконечного страдания) возможно только через указанный Восьмеричный путь.

Философ обращает внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание.

Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретив нищего, больного, старика и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нём ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть — общий удел живых существ: такой Пессимизм существ, опирающихся на свое ограниченное существование, есть аксиома.

Однако уверенность в возможности обрести спасение от страданий заставляет царевича испытав сполна путь аскезы и отбросив его как заблуждение, обнаружить Срединный путь. Дхарма Будды в равной мере критикует как нигилизм (отрицание существования), так и этернализм (самостоятельность, независимость существования), определяя цепь взаимозависимого возникновения как единственный механизм формирования ограниченных миров существования (Сансары). Одно из наиболее детальных определений безграничности и беспредельности Нирваны дает Сутра Сердца Праджняпарамиты: «Нет невежества, нет избавленья от него, нет старости, нет смерти, также нет от них и избавленья. Нет страданий, нет и их возникновенья, прекращенья нет, пути нет, нет познанья, Также нет и достижения, так как нечего достигнуть». Преодоление представлений о границах собственного существования приводит к осознанию пустоты всякого обозначения «себя» и таким образом преодолевается привязанность к возникновению и прекращению существования отдельных форм: «своего» тела, «своего» ума.

Но эта точка зрения необоснованна, ибо страдание природа сансарического бытия, обусловленного заблуждениями. Нирвана это прекращение именно сансарического бытия. В случае сравнения с потухшей свечой топливом являются заблуждения. Огонь это страдание.

Что же до несуществования ничего, в буддийской онтологии отрицается бытие не обусловленное причиной и следствием. Бытие обусловленное признаётся.

Шопенгауэр и Эдуард фон Гартман

Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Э. Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается — а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphänomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти.

Шопенгауэр и Гартман много говорят о «мировом страдании», но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть его единое метафизическое начало — «воля», «бессознательное» и т. п. — не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своём органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания — людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются.

Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать «за пределами своей кожи», то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его « кожи», то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный Пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти её значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство.

Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нём истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления — и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своём пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали.

Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это — высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма логически исключает всякую другую этику.

Если всё дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. — На самом деле безусловный пессимизм как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», приводит размышляющий ум к истинному заключению, что «мир весь во зле лежит», чем и исчерпывается правда пессимизма.

Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чём не основано, но и ведёт к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье — за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный пессимизм и в нравственной сфере.

Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признаёт реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится во многих философских и большинстве религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов.

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Что такое пессимизм? Кто такой пессимист? :: SYL.ru

Всем нам хорошо знакомы такие понятия, как оптимизм и пессимизм. Первое из них является стихийным потоком любви, а также выражением веры в нее. Рождение же пессимизма происходит из недовольства и плохого впечатления, которое длится настолько долго, что становится настоящей помехой на всем жизненном пути.

Оптимистическое настроение дарит надежду. При его отсутствии человек видит впереди себя одну лишь темноту и уныние. Так что такое пессимизм? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Определение понятия

С точки зрения рядового обывателя пессимизм ассоциируется с унынием и плохим настроением. При этом подобное ощущение мира никто не считает чем-то смертельным, что способно радикально изменить образ жизни человека. Однако все намного серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Уныние людей часто порождает чувство безнадежности. Они не верят в решение возникшей проблемы и в наступление лучшего будущего. Такие люди часто становятся мрачными, порой и просто замыкаются в себе, не желая ничего делать, полагая, что их жизнь полностью бессмысленна.

Что говорят нам толковые словари?

Слово «пессимизм» очень точно передает негативные воззрения на мир. В переводе с латинского pessimus означает «наихудший» или «самый плохой». Что такое пессимизм? Может, это черта характера? А может, просто незначительное отклонение в человеческой психике или серьезная болезнь, которая разрушает личность?

Что такое пессимизм, можно узнать из толковых словарей. Они разъясняют, что это слово означает мировоззрение, имеющее отрицательный вектор восприятия мира, а также самого человека в нем. То есть пессимизм является явной противоположностью оптимизма. Подобная позиция не позволяет пускать в жизнь успех, любовь и радость, а также значительно сужает круг общения.

Направление в философии

Негативный взгляд на жизнь можно встретить и в одной из научных дисциплин. Его рассматривает отдельное направление в философии. Называется оно философским пессимизмом. Самыми известными представителями данного направления являются Шопенгауэр и Гартман. По их мнению, в этом мире не просто все плохо, а вовсе безнадежно. Само существование человека подобная философия считает бессмысленным от самого начала и до конца.

Часто приверженцы такого направления высказывали пессимистические мысли о смысле жизни. При этом задавались такие вопросы:

— Зачем человек рождается, если ему все равно придется умереть?

— Отчего процветает несправедливость в обществе?

— Почему в этом мире так много страданий и бед?

Пробуя дать ответы на эти вопросы, философы пессимистического направления приходили к выводу о том, что этим миром правит изначально порочная система взаимоотношений. При этом тот, кто придерживался подобных взглядов, твердо полагал, что ничего изменить люди не могут. В доказательство своей правоты эти философы приводили в пример всю историю человеческого бытия, наполненного со времен Адама и Евы бесчисленными войнами, проблемами, слезами и горем.

Кто они, приверженцы философского пессимизма?

Направление, заданное Шопенгауэром и Гартманом, существует и в настоящее время. Причем тому, кто заподозрил приверженцев философского пессимизма в отклонениях психического состояния, не стоит торопиться с выводами. Как правило, это совершенно обычные люди. Они ходят на работу и создают семьи, а также участвуют в общественной работе. Другими словами, не являются так называемыми белыми воронами.

Их истинное мировоззрение становится понятным только в доверительной беседе о жизни. В разговоре такие люди приводят множество аргументов в пользу своих мыслей о порочности той системы вещей, которая существует в мире, о бессмысленности существования и т.д. И порой их доводы весьма убедительны. Нередко после подобных разговоров число сторонников этого направления становится больше.

Пессимизм в религии

Стоит отметить, что в каждой из известных на сегодняшний день конфессий в большей или в меньшей степени можно обнаружить черты уныния. Например, все религии обещают человеку рай не на Земле при жизни, а на небесах после смерти. Именно этим и подчеркивается отсутствие надежды на хорошее существование в «мире Сатаны».

Согласно религиозному мировоззрению, человек должен отстраниться от насущных дел и посвятить себя служению Богу. Ведь только Господь способен решить все те проблемы, которые стоят перед человечеством. Но стоит отметить, что верующие люди не могут быть названы полностью пессимистами. Ведь они негативно настроены лишь к земному бытию, оптимистично глядя на грядущее небесное существование.

Хуже всего в этом плане атеистам. Ведь такой пессимист — это человек, который не верит ни в Создателя, ни в земное будущее людей.

Черта характера?

Что такое пессимизм? Существует мнение, что характер человека формируется при непосредственном влиянии всего того, что его окружает. И на первом месте в этом случае стоит социальная среда. Обыватели полагают, что если ребенок родился и воспитывается в благополучной семье, то пессимизму в его характере взяться просто неоткуда. Однако подобный шаблон нередко отвергается самой жизнью. Ведь бывает и такое, что человек, рожденный в неблагополучной семье, в которой постоянно не хватает денег и происходят скандалы и ссоры, становится весьма успешным. Казалось бы, случилось чудо. Ведь такой ребенок никогда не видел в жизни ничего хорошего и должен негативно относиться к ней. Но здесь все будет зависеть от внутреннего настроя человека и его характера. Ведь тот, кто видел, как плохо живут его родители, способен извлечь необходимые жизненные уроки и не повторять их путь. В этом случае трудности начинают дисциплинировать человека, что позволяет ему добиться успеха.

Бывает и наоборот. Ребенок, рожденный в семье, стоящей на высокой социальной ступеньке общества, ни к чему не стремится. Вырастая, он начинает с грустью смотреть на жизнь, в которой ему ничего не интересно, не предпринимая для успешной карьеры никаких усилий.

Сопутствующие болезни

Что такое пессимизм? Можно ли отнести подобное мировоззрение к недугам, а пессимистов считать больными людьми? Очень часто такое состояние, когда в этом мире все плохо, является лишь отрицательным, преисполненным негатива взглядом, который незаметно вплетается в характер человека. Но порой пессимизм сопровождает определенные расстройства личности. Мрачный взгляд на окружающий мир возникает у людей, страдающих от синдрома хронической усталости. У них не хватает сил на повседневные дела и жизнь при этом воспринимается, как бессмысленная круговерть.

Грустно смотрят на окружающий мир и люди, подверженные кризису среднего возраста. Это период, когда многие мужчины и женщины, перешагнув свой 40-летний рубеж, перестают видеть какие-либо перспективы собственного будущего. Они считают, что их жизнь уже окончена, а впереди ждет лишь старость и смерть. Думая об этом постоянно, люди порой доводят себя до неврозов.

Далеки от оптимистических настроений и те, кто страдает от ипохондрии. Этот недуг заставляет людей «находить» у себя «неизлечимые болезни», такие как СПИД или рак. В этом случае перспективы дальнейшего существования просто нет.

Дистимия

Но порой пессимистическое настроение является симптомом самостоятельной болезни, причем имеющей тяжелый характер течения. Название такого недуга – «дистимия». Среди клинических проявлений патологии отмечают сниженное настроение, заниженную самооценку, а также недостаточную способность в получении удовольствия. Врачи-психиатры, описывая таких людей, говорят о том, что на картину мира они смотрят сквозь траурный флер, видя во всем только мрачные стороны. И даже если в жизни такого человека случается радость, то он тут же отравляет свое сознание мыслью о том, что это ненадолго.

Пациенты, страдающие от дистимии, очень чувствительны к возникающим неприятностям и реагируют на них достаточно остро. На душе у таких больных постоянно тревожно. Ведь они ждут несчастий, из-за чего имеют подавленный вид и мрачное настроение, а также постоянно угрюмы.

Критерии пессимизма у таких людей отражены в их внешних чертах. Это бессильно повисшие руки, заторможенность, медленная походка и грустное лицо. Подобные люди, как правило, вовсе не обделены интеллектом. Тем не менее их очень напрягает и быстро утомляет умственный труд. Они часто не справляются со своей задачей, так как бессильны завершить начатое дело.

Вред для жизни

Пессимистический прогноз, с которым человек смотрит в будущее, неизменно притягивает негатив. Этим он сам программирует свою жизнь на неприятности и неудачу. Конечно, каждый день пессимиста наполнен и плохими, и хорошими событиями. Однако он не замечает позитива. Все его внимание приковано к проблемам и неприятностям.

Пессимист — это человек, который нацеливает свое подсознание на негативную оценку происходящего. Со временем все это и становится действительностью. То плохое, что видит пессимист, начинает материализоваться. Причем при каждой неудаче такой человек лишь убеждается в правоте собственных мыслей. Это замыкает порочный круг. Жизнь переходит на рельсы постоянного ожидания неприятностей, неудачи и предательств.

Подобный режим постоянного ожидания врачи считают мощным стрессом для организма. Если ситуацию не изменить, то подобная гонка за всем отрицательным закончится депрессивным состоянием.

Препятствие для профессиональной деятельности

Человек, впустивший в свою жизнь грусть и недовольство, с большой вероятностью станет неудачником. Неуверенность в себе, выражающаяся в безынициативности, не позволяет ему хорошо работать и подняться по карьерной лестнице. Кроме этого, в своих неудачах и жалобах пессимисты, как правило, обвиняют других людей. Этим они отталкивают окружающих и разрушают отношения. Пессимистов часто называют нытиками, а также ходячим несчастьем. Кроме этого, тот, кто негативно смотрит на окружающий мир, сам формирует вокруг себя атмосферу болезней, пассивности и уныния.

Вред для здоровья

Нет ничего удивительного в том, что человек, который ничего хорошего не ждет от этой жизни, заболевает намного быстрее остальных. Ведь здоровье – это одна из тех сфер, которые больше всего страдают от негативного ощущения мира. А если учесть то, что болезнь можно отнести к очередному доказательству несправедливости и невезения, то у пессимистов вовсе не наблюдается стремления к выздоровлению.

Подобные выводы были подтверждены датскими учеными. Согласно проведенным ими исследованиям, у пессимистов на 70% повышается риск возникновения инфаркта миокарда. При этом шанс умереть от такой патологии люди с негативным отношением к жизни имеют на 60% больший.

Положительные черты пессимизма

Стоит отметить, что негативное отношение к окружающему миру нельзя отнести в разряд «абсолютного зла». Есть у этой черты характера и положительное качество. Дело в том, что очень тесной связью между собой обладают пессимизм и реализм. Другими словами, люди, критически оценивающие окружающий мир, способны дать его реальную оценку.

Учеными, проводившими исследования в этой области, было отмечено, что пессимисты часто обладают повышенным уровнем IQ. Они точнее оценивали ситуацию и могли осуществлять над ней свой контроль. Недаром пессимистов иногда называют печальными мудрецами. Ведь критическое отношение к происходящим событиям может свидетельствовать о добросовестности человека, об его уме и опытности.

В связи с этим на сегодняшний день разработано большое число показателей и теорий, позволяющих определить идеальное соотношение пессимизма и оптимизма. При его соблюдении должен быть найден некий компромисс между двумя крайностями. Именно среднее положение между безудержным оптимизмом и отчаявшимся пессимизмом позволит достичь наивысших успехов в работе.

Устранение негативного отношения к жизни

В том случае, если пессимизм не вызван психическим заболеванием, при котором необходимо обращение к специалистам и проведение соответствующего лечения, повлиять на такое мировоззрение можно самостоятельно. Отмечено, что унылый взгляд на жизнь, как правило, отличает одиноких людей, тех, кто имеет низкие доходы или является безработным. На подобное состояние оказывает влияние и длительное общение с теми, кто страдает от депрессии.

Как стать оптимистом? Прежде всего, необходимо пройти тест на пессимизм. Он поможет разобраться в причинах постоянно плохого настроения. Далее потребуется предпринять решительные шаги к переменам в личной жизни (если мрачное настроение связано с проблемами в семье), попытаться сменить работу, если негативное отношение к миру связано с постоянными конфликтами с коллегами и с начальством, а также научиться отвлекать себя от мрачных мыслей и негативных переживаний. И стоит помнить о том, что многие люди испытывают в своей жизни те или иные проблемы, но далеко не все из них впадают в отчаяние. Напротив, трудности должны закалять человека и побуждать его к освоению все новых вершин.

www.syl.ru

Пессимист — значение слова, определение

Пессимист – это человек с резко негативными жизненными убеждениями, которому свойственна отчужденность, тревожность и категоричность. Пессимист всегда имеет одно универсальное объяснение всем своим неудачам, склонен капитулировать по всем направлениям, если неуспех постигает его только в одной области. Для этого человека, если что-то начинается плохо, тогда и заканчивается так же. Во всех неприятностях обвиняет исключительно себя одного, жалуется насколько он слабый, и недостоин, чтобы сделать выдающееся дело.

Что значит пессимист? Определение понятия пессимист имеет несколько значений. Первое значение слова пессимист – человек, склонный к негативизму, настроенный пессимистическим образом. Второе значение слова пессимист – личность пессимистического склада характера, которая все на свете сводит к худшему.

Существует и такое определение слова пессимист – это характеристика индивида, который во всем, что вокруг видит лишь зло, на все вещи смотрит слишком мрачно.

Пессимиста можно выделить из общего числа людей по отличительным чертам: крайне выраженная неуверенность в собственных действиях, категоричность негативной оценки всего окружающего, склонность к постоянному переживанию отрицательных эмоций, отчужденность, угрюмость и закрытость. Эти черты являются и свойствами, и факторами, которые определяют психические личностные процессы, какие отвечают за все действия человека. Из этого выходит, что постоянная настроенность человека на неприятности становится фактором, который делает его пессимистом. Человек с пессимистичными взглядами считает, что жизнь не доставляет ему счастье, не приносит радость.

Пессимист очень легко впадает в длительную и сильную депрессию. Физическое здоровье пессимиста не отличается высоким качеством, наоборот, часто беспокоит его, поэтому такой человек почти всегда больной. В области личных успехов – это человек, который редко добивается значительных результатов деятельности, и часто в этом ему мешает неуверенность и низкая самооценка своих способностей.

Кто такой пессимист

Человек с пессимистическим мировоззрением, мрачно смотрит не только лишь на будущее социума, но на собственную жизнь также, не ждет ничего доброго от неё. Можно сказать, он даже не признает, что жизнь может иметь белую и черную полоску, для него она серая. Поэтому даже радостное событие этот индивид воспринимает, как опасное, потому что предвещает, что за ней следует угроза.

Что значит пессимист? Это понятие обозначает личность особенного человека, которая выражается в его взглядах, отличающихся от убеждений большинства людей, поскольку большинство являются оптимисты. Пессимистам сложно поверить в искренность доброжелательных намерений людей, им тяжело допустить вероятность того, что другие могут захотеть совершать положительные и милосердные поступки по отношению к ним.

Пессимист волнуется о судьбе общества, не ожидает ничего доброго и приятного от новостей, не верит в реальный прогресс, ему трудно представить себе улучшение текущего состояния дел, процветание и благополучие своей страны. Такой человек думает, что напрасно всё, что пытаются сделать граждане его страны ради положительных изменений, и подкрепляет это своими наблюдениями, в которых высказывает, что негативных последствий всегда происходит больше, нежели позитивных, поэтому не видит смысла стараться.

Пессимистически настроенный индивид считает, что особенно очень счастливое событие это плохо, так как оно будет иметь еще больше трагических последствий. Из-за пессимистической настроенности он становится не способным искренне радоваться жизненным событиям.

Пессимист живет в мире, в который не позволяет другим входить, чтобы те даже не пытались его понять. Поэтому ему очень сложно существовать, когда большинство людей вокруг позитивные личности. Можно только предположить, что ощущает пессимистически настроенный человек, ведь он живет, не надеясь на лучшее, не доверяя людям, их чувствам и искренности, живет практически без веры. Это не значит, что другие люди смотрят на всё через розовые очки, ведь не стоит также игнорировать негативные жизненные стороны. Однако если негативные моменты всё-таки присутствуют в жизни, значит нужно с ними бороться, исправлять ситуацию, добиваться лучшего результата, «не опускать руки» и не ссылаться на несправедливость судьбы.

Пессимистом называют человека, который всё сводит к самому худшему итогу, тогда как все не настолько плохо. Трудно заставить его порадоваться чему-то, поскольку призмы радости, через которую этот человек смог бы оценить событие, не имеет. Поэтому этого человека часто не извещают о случившихся событиях — таких, как день рождения, свадьба, и другие. Просто люди знают, что не дождутся поздравлений, вместо этого услышат, что все не имеет значения. Не только лишь к радостным событиям пессимист относится так категорично, грустные ситуации воспринимает так же.

Пессимист всегда ассоциируется с нытиком, неудачником, человеком, жалующимся на жизнь и все его жизненные события. Однако он тоже человек, значит, ему надо также заниматься определенным делом в социуме. Зачастую у него стабильная работа, которая предусматривает конкретные обязанности. Но часто пессимистам тяжело найти оптимальное занятие для себя, они начинают заниматься одним, если не удается, то пробуют другое, если в этом провал, тогда начинают третье, ну если в третий раз не удалось, тогда впадают в депрессию. Однако всему этому есть объяснение. Часто пессимист не может добиться желаемого, поскольку ему не хватает терпения, усилий, уверенности – ведь это является важным в достижении успеха. Также его способны сбить с прямого пути высказывания людей, что вызывают сомнения.

Настроенность на ожидание неприятностей и бед, свойственное всем пессимистам, является очень сильным стрессогенным фактором, который увеличивается в условиях напряженной жизни: неудачи в отношениях, проблемы на работе. Но стресс может случиться у каждого. Выходит, что оптимисты также могут переживать нервозные состояния. Это значит, что человек с оптимистическим настроем, как и с пессимистическим, могут попасть в равные условия. Здесь важным есть то, как далее поведет себя человек, таким образом можно сразу определить кто он. Оптимист скорей всего, невзирая на неудачу, увеличит свою работоспособность и активность, чем придет к положительному итогу. Пессимист же станет беспомощным и обречёт себя на провал. Однако если он бы попытался, то сумел бы добиться успеха, потому что вероятность этого самого успеха есть.

Несмотря на вышеописанные качества пессимиста, не нужно его недооценивать. Иногда его качества весьма полезны. Пессимизм во многих ситуациях может возвращать человека в реальность, поэтому он редко разочаровывается, поскольку не надеется ни на что. Пессимист может дать критичную, объективную оценку ситуации. Пессимисты почти всегда сосредоточены, поэтому могут держать контроль над внешней ситуацией.

Как становятся пессимистами

Большинство психологов и ученых приходят к выводу: станет человек пессимистом или нет – зависит лишь от него одного, образа жизни, способа поведения, мировоззрения, его окружения.

Бывают люди, что в своём детстве были серьезными неудачниками, однако в дальнейшем будущем это не помешало стать им успешными людьми. Это даже положительно повлияло на них, так как закалило дух. Другое дело, если стабильность дел успешного человека начинает рушиться, у него начинаются неприятности, которые ломают дух. Из-за чего человек теряет былую хватку и уверенность. Замечено, что многие с возрастом становятся пессимистами. Большинство молодых, юных людей являются оптимистами. Но приходит время, когда человек переосмысливает вещи, находит новый смысл, перестаёт торопиться, становится более осмотрительным и расположенным к самоанализу. Этот человек хоть и пессимистически настроен, но неудачником не является. Такой пессимизм выражается в мудрости и опыте.

Хорошо ли то, что человек становится пессимистом? Об этом можно утверждать в конкретной ситуации.

Самыми неприятными являются те пессимисты, которые жалуются на личную жизнь, насколько плохи их дела. Отдельные люди пытаются исправить такого человека, но, если он является таким всю жизнь, тогда изменить его будет непросто, так как для него пессимизм – это жизненный уклад, не нуждающийся в изменениях. Стоит принять его таким, и избегать частого общения, если это слишком угнетает.

Пессимистический настрой закладывается также в детстве. Родители особенно влияют на мировоззрение ребенка, поэтому тот копирует их поведение. Ребенок, который видит, что родители неадекватно относятся к действительности, выставляя события в мрачных тонах, начинает это подсознательно копировать. Есть большая вероятность, что ребенок, который вырастит в этих отношениях, будет чаще подвержен депрессиям.

Человек сам непосредственно влияет на возникновение у себя пессимизма. В силу неуверенности, низкой самооценки и тревожности, человек будет винить себя самого в возникающих проблемах. Негативно настроенный человек не способен объективно оценить происходящее. Такой способ восприятия жизни очень неправильный и приводит к тому, что человек начинает так жить.

Мышление пессимистов приводит к их постоянным невезениям. Они зациклены на том, что причиной всех плохих событий являются сами, такими мыслями только притягивая еще больше неудач, лично создавая для себя черную полосу.

Пессимистами становятся нерешительные люди, которые сами делают свою жизнь серой и боятся ее изменить, затягивая себя в пропасть. Индивид, имеющий пессимистическое мировоззрение, ложно полагает, что лучше переживать негативные эмоции, нежели вообще никакие. Считает, что благодаря этому чувствует, что живёт.

Из-за реальной ненасыщенности жизни, пессимисты могут создавать выдуманные трагедии. Конечно же, случаются грустные и трагические события, которые ломают человека и тот теряет позитив. Поэтому очень важно по жизни сберечь оптимизм, отпустить боль, осознать чувства и извлечь опыт.

psihomed.com

Пессимизм Пессимист Пессиместичный | Что такое Пессимизм Пессимист Пессиместичный

     Пессимизм как качество личности – склонность проявлять мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием; выражать негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к миру и людям.

         Жили-были два брата-близнеца. Один был неисправимый оптимист, а другой – безнадежный пессимист. Родители решили уравновесить их восприятие мира. Одному на Рождество поставили под елочку роскошную игрушечную лошадку, а другому – положили кучку навоза. И вот настало утро. Пессимист находит свою лошадку и говорит: “Ну вот, опять ненастоящая…” Оптимист: “А у меня живая! Только убежала”.

           Нобелевский лауреат Жорес Алферов сказал: «В России остались одни оптимисты, пессимисты уже давно уехали!» Опросы социологов подтверждают его слова:  пессимизм по мере удаления на запад крепчает и, тем самым, теснит оптимизм. Больше всего оптимизма в Индии, Китае, Японии. Недалеко от них отстоит Россия.

          Пессимизм живет по принципу, если какая-нибудь неприятность может случиться, она обязательно случается. Он ярый приверженец законов Мэрфи: «Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше»; «Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, то всегда найдется пятая; «Предоставленные сами себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему; «Всякое решение плодит новые проблемы». Пессимист считает: всё, что хорошо начинается, кончается плохо. Все, что начинается плохо, кончается еще хуже.

          Пессимизм – это видение мира, как нескончаемую череду неприятностей. Пессимист – это олицетворенное ожидание неприятностей. Он чрезмерно категорично, в негативном свете оценивает всё вокруг, по малейшему поводу включает свой могучий оправдательный механизм, давая универсальное объяснение своим просчетам и неудачам. Споткнувшись на решении какого-то несложного жизненного урока, он готов капитулировать по всем направлениям. Ким Кэтролл правильно подметила: «Пессимист видит проблему в каждой задаче. Оптимист – задачу в каждой проблеме».

         Не секрет, что существует прямая связь между болезнями и качествами личности. Пессимизм ничего хорошего здоровью не сулит. Своего обладателя он награждает анемией, сахарным диабетом, гормональными сбоями, болезнями поджелудочной железы. В Дании проводилось обследование 730 пациентов с разными заболеваниями сердца. Эти наблюдения показали, что у пессимистов вероятность возникновения инфаркта на 70% выше, а вероятность преждевременной смерти — на 60%. К тому же хронический пессимизм усиливает стресс, что приводит к повышенной выработке определенных гормонов: адреналина и кортизола. Адреналин повышает артериальное давление, увеличивает вязкость крови — всё это создает условия для развития инфаркта. Кроме того, в ходе обследования, которому подвергались на протяжении тридцати пяти лет сто выпускников Гарварда, установлено, что пессимисты бросают курить реже, и чаще болеют.

           Оскар Уайльд писал: «Между оптимистом и пессимистом есть забавное различие. Оптимист видит пончик, пессимист дырку!» Пессимизм любит приговаривать: «Не с моим счастьем». Вечно он самый невезучий, обиженный и обделенный. Лев Толстой писал: «Пессимизм — глупость дурного тона. Мне всегда хочется сказать пессимисту: если мир не по тебе, не щеголяй своим неудовольствием, покинь его и не мешай другим». Если жизнь подкинет пессимисту лимон, он никогда не догадается сделать из него лимонад. Неудовлетворенный собственной жизнью, пессимист видит во всем жирные минусы, а не плюсы. Для него всегда стакан наполовину пуст. Пессимист говорит: «Хуже быть вряд ли может!» Оптимист: «Может, может!» Любые жизненные перемены он воспринимает негативно, изначально видя в них реализацию самых худших своих предположений. Сильный человек, принимая вызовы судьбы, ищет в неприятной ситуации приобретения и новые возможности. Пессимизм сразу готовит калькулятор для подсчета убытков и потерь. Судьба переменчива, считает он – гадкие дни чередуются с окаянными. Анекдот в тему. Встречаются два приятеля. Первый — Как дела, как жизнь? Второй — Да плохо — жена ушла, с работы уволили, машину угнали. Первый – Ну, ничего, жизнь то полосатая, сейчас черная полоса, зато потом будет белая. Через месяц. Первый — Как жизнь, как дела? Второй — Да…а та полоса то, оказывается, была белая….

            Вместе с тем, даже в этом порочном качестве личности присутствуют свои плюсы. Недаром говорят: «Пессимист — это хорошо информированный оптимист». Чтобы проявлять разумность и рассудительность, важно не терять контакт с реалиями жизни, чередуя оптимистичный и пессимистичный взгляд на ситуацию. Общая установка: «Быть готовым к худшему и быть настроенным на лучшее». Поэтому на стадии рассмотрения возможных неприятностей необходимо делать пессимистические прогнозы, а на стадии прогнозирования и планирования гипотетических сценариев — видеть оптимистические варианты.

            Пессимизм, находящийся на одной шкале со своей противоположностью – оптимизмом, постепенно, с биологическим возрастом человека отвоевывает у другого полюса всё новые и новые территории. Человека в старости одолевают болезни, нарастает усталость и возрастная лень. Все эти факторы не добавляют оптимизма. К примеру, ранний А.П. Чехов – это весёлость и оптимизм, поздний – это печаль и пессимизм. Встретились два друга: — Старею. — Откуда такой пессимизм? — От женских вопросов. — Каких именно? — Раньше меня спрашивали: «Почему не женишься? » А теперь спрашивают: «Почему не женился? «

          Джонатан Свифт — один из величайших пессимистов — высмеивателей человеческой натуры, «писатель-человеконенавистник», как называли его современники пишет в «детской» книжке «Приключения Гулливера»: «Я попросил показать мне Александра Великого во главе его армии, тотчас после битвы под Арбелой. Александр был приглашен в мою комнату. Я с трудом разбирал его речь, а он, со своей стороны, плохо понимал меня. Он поклялся мне, что не был отравлен, а умер от лихорадки благодаря неумеренному пьянству. Затем я увидел Ганнибала во время его перехода через Альпы, который объявил мне, что у него в лагере не было ни капли уксуса. Я также увидел Цезаря и Брута. При виде Брута я проникся глубоким благоговением: в каждой его черте нетрудно было увидеть самую совершенную добродетель, величайшее беспристрастие и твердость духа, преданнейшую любовь к родине и благожелательность к людям. С большим удовольствием я убедился, что эти оба человека находятся в отличных отношениях друг с другом, а Цезарь откровенно признался мне, что величайшие подвиги, совершенные им в течение жизни, далеко не могут сравниться со славой того, кто отнял у него жизнь». Далее: «Особенно сильное отвращение я почувствовал к новой истории. На самом деле, тщательно рассмотрев людей, которые в течение прошедшего столетия пользовались громкой славой, я понял, в каком заблуждении держат мир продажные писаки, приписывающие величайшие подвиги трусам, мудрые советы дуракам, искренность льстецам, римскую доблесть изменникам отечества, целомудрие содомитам, правдивость доносчикам. Я узнал, сколько невинных превосходных людей было приговорено к смерти или изгнанию, сколько подлецов возводилось на высокие должности, сколько великих поступков на самом деле являлись подлостью и преступлением».

         У многих пессимизм ассоциируется с картинами Эдварда Мунка, проникнутыми трагическим ощущением бытия, настроением отчаяния и пессимизма. Названия его картин говорят сами за себя: «Отчаяние», «Страх», «Разрыв», «Меланхолия», «Ревность», «Больная девочка», «Смерть в комнате больного», «Вампир». На рисунке 1892 года «Отчаяние» Мунк сделал следующую запись: «Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу». Впоследствии эти впечатления стали основой замысла полотна «Крик», которое Мунк написал в 1893 году, а потом повторил его несколько раз в гравюре. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном, гнетущем мире. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями — пронзительными полосами, желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль. Трагической гримасе лица

podskazki.info

📌 Пессимист — это… 🎓 Что такое Пессимист?

Наполовину полон или наполовину пуст?

Пессимизм (нем. Pessimismus от лат. pessimus — наихудший) — отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни.

Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Очевидно, что люди субъективно особо чувствительны к бедствиям своего времени, и этот вид пессимизма — естественная и практически неизбежная иллюзия. Теоретически мы от нее освобождаемся тогда, когда узнаем факт её повторения в разные эпохи, в самых разных исторических условиях.

Пессимистическому взгляду на историю противопоставляется идея постоянного возрастания человеческого благополучия[1]. Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причём с крайним отрицательным ответом является пессимизм безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Гартмана.

В.Соловьёв и Буддизм

Четыре благородные истины

Русский философ Владимир Соловьев полную формулу безусловного пессимизма ошибочно пытался найти в основном буддийском учении «Четыре благородные истины»:

1) Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. — болезнь и страдание): «Моё страдание есть результат моего неблагого мышления и плохой кармы». Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.

2) Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая — источник дуккхи): «Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других». Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти — в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истине, ошибочное понимание реальности.

3) Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха — прекращение дуккхи): «Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы». Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.

4) Истина о путях к прекращению страдания (марга или магга — путь, ведущий к прекращению дуккхи): «Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Нирвана — понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, «высшего счастья». По своей сути нирвана — трансцендентное состояние непреходящего покоя и удовлетворённости.

Спасение от «сансары» (бесконечного страдания) возможно только через указанный Восьмеричный путь.

Философ обращает внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание.

Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретивши нищего, больного, калеку и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нём ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть — общий удел живых существ: такой Пессимизм существ, опирающихся на свое ограниченное существование, есть аксиома.

Однако уверенность в возможности обрести спасение от страданий заставляет царевича испытав сполна путь аскезы и отбросив его как заблуждение, обнаружить Срединный путь. Дхарма Будды в равной мере критикует как нигилизм (отрицание существования), так и этернализм (самостоятельность, независимость существования), определяя цепь взаимозависимого возникновения как единственный механизм формирования ограниченных миров существования (Сансары). Одно из наиболее детальных определений безграничности и беспредельности Нирваны дает Сутра Сердца Праджняпарамиты: «Нет невежества, нет избавленья от него, нет старости, нет смерти, также нет от них и избавленья. Нет страданий, нет и их возникновенья, прекращенья нет, пути нет, нет познанья, Также нет и достиженья, так как нечего достигнуть». Преодоление представлений о границах собственного существования приводит к осознанию пустоты всякого обозначения «себя» и таким образом преодолевается привязанность к возникновению и прекращению существования отдельных форм: «своего» тела, «своего» ума. Но эта точка зрения необоснованна,ибо страдание природа сансарического бытия,обусловленного заблуждениями. Нирвана это прекращение именно сансарического бытия. В случае сравнения с потухшей свечёй топливом являются заблуждения.Огонь это страдание. Что же до несуществования ничего,в буддийской онтологии отрицается бытиё не обусловленное причиной и следствием.Бытиё обуслувленное признаётся.

Шопенгауэр и Гартман

Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается — а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphänomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти.

Шопенгауэр и Гартман много говорят о «мировом страдании», но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть его единое метафизическое начало — «воля», «бессознательное» и т. п. — не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своём органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания — людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются.

Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать «за пределами своей кожи», то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его « кожи», то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный Пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти её значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство.

Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нём истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления — и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своём пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали.

Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это — высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма логически исключает всякую другую этику.

Если все дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. — На самом деле безусловный пессимизм как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», приводит размышляющий ум к истинному заключению, что «мир весь во зле лежит», чем и исчерпывается правда пессимизма.

Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чём не основано, но и ведёт к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье — за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный пессимизм и в нравственной сфере.

Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признаёт реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится многими философскими и большинством религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов.

См. также

Ссылки

Примечания

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

Пессимизм — Википедия. Что такое Пессимизм

Стакан наполовину пуст или наполовину полон? — риторический вопрос, позволяющий определить мироощущение человека как пессимистическое (стакан наполовину пуст) или оптимистическое (стакан наполовину полон).

Пессими́зм (нем. Pessimismus от лат. pessimus — наихудший) — злой и ********

Весьма распространённую элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Очевидно, что люди субъективно особо чувствительны к бедствиям своего времени, и этот вид пессимизма — естественная и практически неизбежная иллюзия. Теоретически мы от неё освобождаемся тогда, когда узнаем факт её повторения в разные эпохи, в самых разных исторических условиях.

Пессимистическому взгляду на историю противопоставляется идея постоянного возрастания человеческого благополучия[1]. Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причём крайним из отрицательных ответов является пессимизм безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Э. Гартмана.

Четыре благородные истины

Русский философ Владимир Соловьёв полную формулу безусловного пессимизма пытался найти в основном буддийском учении «Четыре благородные истины»:

  1. Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. — болезнь и страдание): «Моё страдание есть результат моего неблагого мышления и плохой кармы». Мир полон страданий. Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение с приятным — страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.
  2. Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая — источник дуккхи): «Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других». Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания — привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти — в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истине, ошибочное понимание реальности.
  3. Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха — прекращение дуккхи): «Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы». Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) — это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.
  4. Истина о путях к прекращению страдания (марга или магга — путь, ведущий к прекращению дуккхи): «Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Нирвана — понятие, обозначающее состояние освобождения от страданий. В общем смысле нирвана — состояние, при котором отсутствуют страдания, страсти; состояние умиротворённости, «высшего счастья». По своей сути нирвана — трансцендентное состояние непреходящего покоя и удовлетворённости.

Спасение от «сансары» (бесконечного страдания) возможно только через указанный Восьмеричный путь.

Философ обращает внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание.

Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретив нищего, больного, старика и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нём ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть — общий удел живых существ: такой Пессимизм существ, опирающихся на своё ограниченное существование, есть аксиома.

Однако уверенность в возможности обрести спасение от страданий заставляет царевича, испытав сполна путь аскезы и отбросив его как заблуждение, обнаружить Срединный путь. Дхарма Будды в равной мере критикует как нигилизм (отрицание существования), так и этернализм (самостоятельность, независимость существования), определяя цепь взаимозависимого возникновения как единственный механизм формирования ограниченных миров существования (Сансары). Одно из наиболее детальных определений безграничности и беспредельности Нирваны дает Сутра Сердца Праджняпарамиты: «Нет невежества, нет избавленья от него, нет старости, нет смерти, также нет от них и избавленья. Нет страданий, нет и их возникновенья, прекращенья нет, пути нет, нет познанья, Также нет и достижения, так как нечего достигнуть». Преодоление представлений о границах собственного существования приводит к осознанию пустоты всякого обозначения «себя», и таким образом преодолевается привязанность к возникновению и прекращению существования отдельных форм: «своего» тела, «своего» ума.

Но эта точка зрения необоснованна, ибо страдание — природа сансарического бытия, обусловленного заблуждениями. Нирвана — это прекращение именно сансарического бытия. В случае сравнения с потухшей свечой топливом являются заблуждения. Огонь — это страдание.

Что же до несуществования ничего, в буддийской онтологии отрицается бытие не обусловленное причиной и следствием. Бытие обусловленное признаётся.

Шопенгауэр и Эдуард фон Гартман

Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Э. Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует, лишь поскольку сознается — а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphänomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти.

Шопенгауэр и Гартман много говорят о «мировом страдании», но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть его единое метафизическое начало — «воля», «бессознательное» и т. п. — не может страдать: для этого оно должно было бы, по крайней мере, обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своём органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания — людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются.

Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать «за пределами своей кожи», то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его «кожи», то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный Пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти её значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство.

Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нём истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления — и такой цели он, несомненно, достигает, с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своём пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали.

Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это — высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма логически исключает всякую другую этику.

Если всё дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. — На самом деле безусловный пессимизм как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», приводит размышляющий ум к истинному заключению, что «мир весь во зле лежит», чем и исчерпывается правда пессимизма.

Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чём не основано, но и ведёт к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье — за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный пессимизм и в нравственной сфере.

Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признаёт реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится во многих философских и большинстве религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов.

См. также

Примечания

Литература

wiki.sc

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о