Поведение в состоянии стресса: Стресс и способы его преодоления

Стресс и его значение для человека

17 сентября 2015 г.

            Среди разнообразных психических процессов и состояний человека, таких как восприятие, ощущение, внимание, воля, способности, можно выделить достаточно обширную область состояний эмоциональных, объединив их таким понятием, как стресс.

            Классическое определение стресса, сформулированное всемирно известным исследователем этого феномена Гансом Селье, подразумевает неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование. При этом данный ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и, соответственно, приспособление к ним.

         Отмечается, что при развитии стресса обычные эмоции могут смениться беспокойством и вызвать нарушения как в физиологическом, так и в психологическом плане. Исследования показали, что разнообразные неблагоприятные факторы такие как страх, боль, обида, унижение, холод, вызывают в нашем организме однотипную реакцию независимо от того, какой именно раздражитель воздействует на него «здесь и сейчас».

Стоит отметить, что эти раздражители вовсе не обязательно должны существовать в реальности, достаточно лишь потенциальной угрозы или напоминания о ней. Например, стресс может возникнуть не только в ситуации развода супругов, но и в нервозном ожидании разрыва супружеских отношений.

         В зависимости от фактора, опосредующего развитие стресса, можно выделить физиологический и психологический стресс. Последний, в свою очередь, можно разделить на информационный и эмоциональный. Предположим, если человек не справляется с поставленной задачей и не успевает принимать верные решения в заданном темпе, особенно в ситуации повышенной ответственности, возникает информационная перегрузка и развивается информационный стресс. Эмоциональный стресс возникает в ситуациях обиды, опасности и т.п. При этом процесс развития любого стресса носит характер исключительно стадиальный. Таких стадий три: на первой, обозначаемой как реакция тревоги, происходит мобилизация защитных сил организма с перераспределением резервов: решение главной задачи происходит за счет задач второстепенных; вторая стадия знаменуется стабилизацией параметров, «выбитых из колеи» в первой фазе и закреплением их на новом уровне; наступление третьей стадии – истощения – происходит лишь при длительном сохранении стрессовой ситуации, и может привести к значительному ухудшению самочувствия и разного рада заболеваниям, в исключительных случаях – к смерти.

          Физиологический смысл стресса – это мгновенная мобилизация всех сил организма, которые необходимы для борьбы. Это тесно связано с такой биохимической реакцией, как выброс адреналина. Но, увы, современный человек, в отличие скажем от первобытного, не так уж часто решает свои проблемы с помощью физической силы или быстрого бега, а гормоны, не нашедшие должного применения, продолжают циркулировать в крови и будоражить организм.

           Итак, развитие стрессового состояния у человека сопровождается: нарастанием напряжения → собственно стрессом → снижением внутренней напряженности. Длительность каждого этапа уникальна для каждого человека. Нередко нам приходится встречать людей, которые «заводятся» в течение нескольких минут, а у других нарастание стресса может длиться от нескольких дней до нескольких недель. Но в обоих случаях, можно наблюдать изменения «знака» поведения на противоположный. Например, спокойный и уравновешенный человек может стать раздражительным  или даже агрессивным, а подвижный и жизнерадостный – мрачным и неразговорчивым.

          Причем, у человека есть свой индивидуальный сценарий стрессового поведения по частоте и форме его проявления. Как это происходит? Наиболее часто этот сценарий усваивается в детском возрасте. Предположим родители конфликтуют на глазах у ребенка, вовлекая его, таким образом, в свои взрослые проблемы. Вот и получается, что одни переживают стресс, чуть ли не каждый день, но в приемлемых дозах, без ущерба для себя и окружающих, а другие – несколько раз в год, но чрезмерно сильно, находясь, что называется в «стрессовом угаре».

            Всё бы ничего, но усвоенный стрессовый сценарий воспроизводит не только частоту и форму проявления стресса, но еще и направленность стрессовой агрессии: один будет заниматься самокопанием, а другой обвинит всех вокруг, но только не себя.

          Таким образом, стрессовые состояния существенно влияют на деятельность человека. Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но, прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

         Различают так называемый «стресс льва», когда опасность подстегивает человека и направляет его действия в русло мужественности, и «стресс кролика», когда деятельность дезорганизуется и происходит общее торможение.

             Как ни странно, но к развитию стресса могут приводить не только отрицательные, но и положительные жизненные события. Когда что-то резко меняется в лучшую сторону, организм тоже реагирует на это стрессом.

             Здесь естественным образом возникает вопрос: а можно ли избежать стрессов?

          Увы, избежать стрессов невозможно в принципе. Это механизм приспособления, адаптации к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций существует понятие эустресса и дистресса:

  • эустресс — это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций;
  • дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

            Стоит помнить, что стресс имеет свойство накапливаться. Всякий физик скажет вам, что ничто в природе не может исчезнуть в никуда, вещество и энергия просто перемещаются или переходят в другие формы. То же самое касается и душевной жизни. Переживания не могут исчезнуть, они или выражаются вовне, например, в общении с другими людьми, или накапливаются.

         Обратите внимание на то, что стресс одинаково легко запускается как реальными событиями, так и существующими лишь в нашем воображении. Здесь работает так называемый «закон эмоциональной реальности воображения». Задумайтесь, как часто вы переживаете по поводу событий, которые существуют не в реальности, а только лишь в вашем воображении? 

            Помните несколько простых правил:

не нужно запускать ситуации,  которые приводят к накоплению стресса;

стресс особенно хорошо накапливается тогда, когда мы полностью концентрируем внимание на том, что его вызывает;

существует много способов снятия стресса и эмоциональной разгрузки, например,  физические упражнения, массаж, сон, пение, ванны с солью и расслабляющими маслами, баня, ароматерапия, расслабляющая музыка, аутотренинг и многое другое.

             Попытки избежать стрессов вообще – в корне неверная политика, равно как и искать их на свою голову нарочно.

 

Материал подготовила педагог – психолог, заведующая отделением Козлова С.В.

Поделиться в соцсетях:

Актуальные новости
Программа «ЧЕРДАК»

07.09.22

Читать далее

День солидарности в борьбе с терроризмом

05.09.22

Читать далее

День знаний

04.09.22

Читать далее

1 сентября

01.09.22

Читать далее

Молодежный совет Управления Росреестра по Липецкой области

31.08.22

Читать далее

Занятие в Данковском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

29.08.22

Читать далее

Пред. След.

Поведение человека в стрессовых ситуациях

Определение 1

Стрессовая ситуация — это ситуация, провоцирующая возникновение стрессового состояния у человека.

Понятие стрессовой ситуации

Стресс — это состояние повышенного напряжения, включающее совокупность неспецифических адаптационных реакций, возникающих в качестве ответа на воздействие неблагоприятных факторов. Физические или психологические факторы, вызывающие подобное состояние, называются стрессоры. Они нарушают гомеостаз организма.

В качестве стрессоров выступают различные физиологические факторы:

  • Вирусы или микробы,
  • Различные яды,
  • Травмы,
  • Условия окружающей среды и др.

Помимо того, стрессорами могут быть и факторы, которые оказывают воздействие на эмоциональную сферу человека. К ним относится все, что может взволновать человека (например, грубые слова, незаслуженная обида, препятствия на пути достижения цели и т. д.). Выступит ли та либо иная стрессовая ситуация в качестве причины стресса, будет зависеть не только от ее содержания, но и от самой личности (опыт, ожидания, уверенность человека).

Особенно большую роль играет оценка угрозы. Она представляет собой ожидание опасных последствий, содержащихся в ситуации. Таким образом, само появление и развитие стресса зависит не только от объективных, но и от субъективных факторов (особенности человека, оценка ситуации, сопоставление сил и способностей с требованиями).

Возникновение стрессовых ситуаций и поведение человека

Стрессовые ситуации могут возникать как дома, так и на работе. С позиции управления и психологии, максимальный интерес представлен организационными факторами, вызывающими стресс на рабочем месте. Если знать факторы и уделять им внимание, то это помогает предотвратить многие стрессовые ситуации, увеличивая эффективность управленческого труда.

Стресс — это причина многих заболеваний, наносящих большой вред здоровью человека. Здоровье же является одним из условий достижения успеха в любой деятельности людей. По этой причине важно рассматривать личностные факторы, которые вызывают стресс и разное поведение при наступлении стрессовых ситуаций.

Стресс — это неспецифический ответ организма на любое требование, предъявленное ему (один и тот же на разные воздействия). Он помогает приспосабливаться к возникшим трудностям, позволяет справиться с ними. Любая неожиданность, нарушающая привычное течение жизни, может становиться причиной стресса.

Поведение человека зависит от личностных особенностей, а не от того, приятна или неприятна ситуация, с которой он сталкивается. Играет роль только интенсивность потребности для перестройки или в адаптации.

Копинг-стратегии в стрессовых ситуациях

Поведение человека, которое направлено на преодоление стрессовой ситуации, психологи называют копинг-стратегиями. В концепции копинг-поведения, основанной на исследованиях Р. Лазаруса и С. Фолькмана, были выделены базисные копинг-стратегии:

  • Стратегия «разрешение проблем»,
  • Стратегия «поиск социальной поддержки»,
  • Избегание.

Копинг-стратегия, концентрирующаяся на разрешении проблем, показывает человеческую способность определять проблему, находя для нее альтернативные решения и эффективно справляясь со стрессовыми ситуациями. Она помогает сохранить как психическое, так и физическое здоровье.

Копинг-стратегия, направленная на поиск социальной поддержки, дает возможность с помощью помощи мысленных, эмоциональных и поведенческих ответов отлично решить стрессовую ситуацию. Отмечены некоторые половые и возрастные различия в аспектах использования социальной поддержки. В частности, мужской пол чаще обращается за инструментальной поддержкой, а женский — за инструментальной и за эмоциональной поддержкой.

Молодые люди считают более важной в социальной поддержке возможность обсуждать собственные переживания. Для пожилых людей большую значимость имеют доверительные отношения.

Копинг-стратегия избегания предполагает уменьшение эмоционального напряжения. Она включает эмоциональный компонент стресса, доходящий до изменения самой ситуации. Активное применение человеком этой стратегии рассматривается в качестве преобладания в поведении мотивации избегания неудачи. Она больше, чем мотивация достижения успеха и представляет собой сигнал о вероятных внутриличностных конфликтах.

В поведении человека сознательное использование копинг-стратегий позволит существенно минимизировать степень испытываемого стресса. Для того, чтобы целенаправленно снизить стресс на работе, важно осуществить непредвзятую оценку самой работы и своего рабочего места.

Человек должен получить сведения о том, какие условия на его работе вызывают отрицательные эмоции, какие из них он может изменить самостоятельно, какие ситуации стресса невозможно изменить и необходимо принять такими, какие они есть. В завершении специалист решает, стоит ли принимать такие условия или следует уйти.

Если человек принимает решение остаться и пытается изменить некоторые условия работы, то он может использовать преимущественно физиологические или психологические методы и приемы. Безусловно, нужно начинать с развития оптимистичного взгляда на мир. Это связано с соответствующей зависимостью: чем больше негативной информации на уме, тем более негативную реакцию станет проявлять тело.

Еще один важный навык, который человеку нужно сформировать, — это уверенность в себе. Если руководитель загружает подчиненного все новыми и новыми обязанностями, то иногда необходимо отказать и сказать «нет». Коммуникации с коллегами, обсуждение с ними профессиональных трудностей также считается эффективным способом снижения стресса.

Как стресс влияет на наше тело и поведение

Когда мы находимся в состоянии стресса, что происходит в нашем организме? Каковы физические симптомы? Как меняется наше поведение? Объясняет тренер по здоровью Гринвилля Аарон Бенатор.

Что такое стресс?

Первое, что я хотел бы сделать, это поговорить об определении стресса. Стресс – это реакция на изменение окружающей среды. Есть два типа стресса:

  • Eustress, что является хорошим изменением. Это может быть, когда нас поощряют к чему-то, мы мотивированы и чувствуем себя позитивно.
  • Бедствие, о чем мы обычно думаем. Это будет подавляющее негативное ощущение, отсутствие мотивации, чувство подавленности и тому подобное.

Стресс тоже бывает двух видов — острый и хронический. Острый кратковременный. А хроническое – это длительное. Или когда мы думаем что что-то будет длиться долго, это будет хронический стресс.

Что происходит с телом при стрессе?

Три химических вещества вырабатываются, когда тело чувствует что-то, что вызывает дистресс, это три химических вещества — норэпинефрин, адреналин и кортизол.

Норадреналин и адреналин очень похожи. Единственное отличие состоит в том, что норадреналин также вырабатывается в мозгу, а не только в надпочечниках, в качестве резервной системы. Он отвечает за бдительность и осознанность.

Кортизол отвечает за баланс жидкости и кровяное давление, а баланс жидкости осуществляется только в надпочечниках рядом с почками.

Некоторыми симптомами дистресса является упадок сил, когда мы чувствуем, что просто ничего не можем сделать, когда мы чувствуем, что не можем выполнить то, что хотели бы сделать.

Головные боли. Могут быть изменения сна с чрезмерным уровнем дистресса. Это может быть бессонница, когда мы чувствуем, что не спим спокойно, или нам кажется, что мы вообще не спим. Или это может быть чрезмерный сон. Стресс также может проявляться потерей либидо или импотенцией, а также частыми болезнями.

Если вы часто болеете или вам кажется, что вы болеете чаще, чем другие люди, это может быть связано с хроническим дистрессом, который может быть не на поверхности, а где-то в вашем опыте.

Стресс также может вызывать проблемы с опорно-двигательным аппаратом, такие как боли, напряжение мышц и учащенное сердцебиение. В конечном итоге эти боли, напряжение мышц и учащенное сердцебиение могут вызвать множество серьезных проблем.

Есть и другие симптомы дистресса. Они обычно наблюдаются в желудочно-кишечном тракте. Это может быть расстройство желудка или плохое пищеварение. Мы можем думать о чем-то вроде бабочек в животе.

Конечно, это может быть эустресс, когда мы нервничаем из-за того, что нам нужно что-то сделать, но в то же время мы чувствуем себя от этого хорошо. Мы всегда помним бабочек в животе на презентации в начальной школе, средней школе, старшей школе, колледже или где-то еще.

На другом конце этой пищеварительной проблемы диарея, запор или тошнота. Итак, мы снова видим этот широкий спектр.

Что происходит с нашим поведением при стрессе?

Также могут быть эмоциональные изменения, когда кто-то страдает от периодов стресса. Это могут быть изменения аппетита, которые могут сопровождаться изменениями веса, либо увеличением веса, либо его потерей.

Депрессия также может быть симптомом чрезмерного стресса в течение слишком долгого времени. Беспокойство, чувство нервозности или возбуждения, или капризность, раздражительность, гнев. Или изменения настроения между депрессией или тревогой и обратно, или ваша способность злиться и обратно.

Мы также можем чувствовать себя подавленными, когда находимся в состоянии стресса, и всегда возникает проблема одиночества и изоляции. Есть мнение, что когда кто-то в стрессе, он хочет побыть один. Это может быть время для восстановления.

Но, конечно, есть некоторые долгосрочные проблемы, которые могут возникнуть из-за длительного одиночества и изоляции. Мы знаем, что одиночество и изоляция связаны со снижением иммунной функции.

Подробнее о стрессе

Чувствуете стресс? Ознакомьтесь с другими нашими статьями о стрессе.

  • 3 способа преодолеть стресс
  • 7 веселых занятий для снятия стресса
  • Первичная помощь и консультирование по управлению стрессом

Как стресс влияет на поведение?

26 февраля 2015 г.

В недавнем опросе 2500 американцев со всей страны 49% сказали, что у них было «серьезное стрессовое событие или опыт в прошлом году». Стресс может способствовать возникновению проблем со здоровьем, таких как головные боли, высокое кровяное давление, проблемы с сердцем и кожные заболевания. Стресс также может влиять на когнитивные процессы, поскольку он связан с повышенным уровнем кортизола — гормона, влияющего на работу мозга.

Конечно, экспериментаторы не могут воссоздать в лаборатории реальные факторы стресса. Вместо этого они вызывают лабораторный аналог, такой как холодовой прессорный стресс (CPS), когда участники погружают недоминирующую руку в ледяную воду. Это вызывает болезненные ощущения и повышает уровень кортизола. Участники контрольной группы погружают руку в теплую воду, которая не производит этих эффектов.

Hupbach and Dorskind (2014, Behavioral Neuroscience ) (PDF, 118 КБ) использовали CPS для проверки влияния стресса на реактивированные воспоминания.

На занятии 1 участники видели чередующиеся изображения животных и предметов, и им было предложено запомнить эти предметы. Одни и те же изображения показывались 6 раз в псевдослучайном порядке, так что конкретный объект всегда следовал за конкретным животным (например, собака всегда предъявлялась перед велосипедом).

На Сессии 2 участники оценивали землю/воду по серии изображений животных. Важно отметить, что некоторые из изображений животных были такими же, как те, что были показаны в сеансе 1, и, следовательно, ожидалось, что они реактивируют память для связанного объекта (например, собака должна реактивировать велосипед). Затем участников подвергали CPS или контрольному лечению.

На Сессии 3 участники перечислили все объекты, которые они смогли вспомнить из Сессии 1.

В контрольной группе повторно активированные объекты запомнились лучше, чем объекты, которые не были повторно активированы. Однако это преимущество реактивированных предметов отсутствовало в группе стресса. Более того, стрессовые и контрольные группы различались по памяти на реактивированные объекты, но не различались по памяти на нереактивированные объекты, что позволяет предположить, что стресс избирательно нарушал память на реактивированные объекты.

Хупбах и Дорскинд обнаружили, что стресс влияет на когнитивные процессы, над которыми участники не имели сознательного контроля. Но стресс может также изменить открытое поведение. Например, Пул и его коллеги (2015, Journal of Experimental Psychology: Animal Learning and Cognition ) (PDF, 260 КБ) исследовали влияние стресса на погоню за вознаграждением.

На этапе 1 геометрические фигуры предъявлялись по одной. Участникам сказали, что сжатие рукоятки во время «особых» 1-секундных окон вызовет запах шоколада. Они могли выбирать, когда сжимать рукоятку, и их поощряли полагаться на свою интуицию.

На этапе 2 одна из геометрических фигур была связана с запахом шоколада посредством кондиционирования Павлова. После фазы 2 стресс был вызван у половины участников с помощью CPS.

На этапе 3 повторялась задача этапа 1.

Все участники сильнее сжимали рукоятку, когда демонстрировалась форма, связанная с запахом шоколада в Фазе 2. Однако этот эффект был больше в группе стресса. То есть участники стрессовой группы больше сжимали стимул, связанный с запахом шоколада, чем участники контрольной группы, что свидетельствует о большем желании получить награду. Интересно, что в конце эксперимента группы не различались по оценке воспринимаемой приятности запаха шоколада.

Таким образом, участники, находящиеся в состоянии стресса, усердно работали, чтобы получить награду за запах шоколада (т. е. большее желание), даже если они не получали от этого большего удовольствия (т. е. одинаковой симпатии). Эта диссоциация желания и симпатии аналогична обычному наблюдению после длительного воздействия наркотиков.

Другое интересное чтение

  • Aust & Braunöder (2015, Journal of Comparative Psychology ) исследуют зависимость от глобальной и локальной обработки для образцовой и основанной на правилах категоризации у людей и голубей.
  • Донкин и др. (первый онлайн, Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition ) решают проблемы в определении стратегии, которую участники используют в задачах категоризации.

Вернуться на домашнюю страницу Peeps

Дата создания: 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *