Соматическое развитие: Систематика нарушений в соматическом и психическом развитии ребенка

Содержание

Нарушения в соматическом развитии человека — Студопедия

Соматическое нарушение (от греческого «soma» - тело) - телесное заболевание, противоположное психическому нарушению.
Соматические нарушения, состоящие в поражении внутренних органов (в том числе и эндокринных) или целых систем, нередко вызывают различные психические расстройства, чаще всего называемые 'соматически обусловленными психозами', а также 'соматогенными психозами'.
Условиями для появления соматически обусловленных психозов К. Шнайдер предложил считать наличие следующих признаков:
1) присутствие выраженной клиники соматического нарушения;
2) присутствие заметной связи во времени между соматическими и психическими нарушениями;
3) определенный параллелизм в течении психических и соматических нарушений;
4) возможное, но не обязательное появление органической симптоматики.
Единого взгляда на достоверность этой классификации нет.
Симптомы соматического нарушениязависят от характера основного заболевания, степени его тяжести, этапа течения, уровня эффективности терапевтических воздействий, а также от таких индивидуальных свойств заболевшего, как наследственность, конституция, преморбидный склад личности, возраст, иногда пол, реактивность организма, наличие предшествующих вредностей

«Здоровье - многофакторное понятие, отражающее онтогенетическую природу и рассматриваемое как динамическое состояние сохранения и развития биологического, физиологического, психического состояния и социальной активности ребенка».


Его антиподом является болезнь как жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов при реактивной мобилизации в качественно-своеобразных формах его компенсаторно-приспособительных механизмов; характеризуемая общим или частичным снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности человека.

Болезнь - это процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, ведущий к понижению приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется в нарушении равновесия взаимодействия организма с окружающей средой, выражающемся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, снижении на время трудоспособности.


Само понятие болезнь не столь просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. Известно, что многое из того, что мы сейчас считаем болезнью, раньше могло рассматриваться как плохое настроение, как проявление дурного характера или как вариант нормы.

Для детей, особенно дошкольного, а зачастую и школьного возраста, понятия физической боли и тоскливого настроения часто сливаются воедино. Поэтому в научной литературе признано, что эффективность лечения больных детей определяется не только точной диагностикой заболевания, но и пониманием личности больного ребенка, знанием всех факторов, которые принимают участие в формировании личности больного. К ним принято относить генетические, экзогенно-органические и внешнесредовые факторы. Первые из них включают наследственно обусловленные характерологические и физиологические особенности ребенка - наличие врожденных патологий, предрасположенности к каким-либо заболеваниям, тип темперамента; вторые - формирование внутренних (органических) признаков под влиянием внешних воздействий: физических и психических травм, вредных привычек родителей и т.д.; третьи - преимущественно семейное окружение ребенка, отношение к нему со стороны родителей, типы семейного воспитания.

У этой группы детей преобладают отрицательные эмоции (65%), у 80% больных присутствуют элементы острого переживания своей болезни, 33% приписывают наличие собственных переживаний другим людям, что наблюдалось лишь у 13% здоровых сверстников. Особенности общения таких детей в группе детского сада характеризуются достоверным преобладанием одиночной игры в группе, 20% из них были исключены сверстниками из детских коллективных игр, и у 14% уровень развития игровых навыков диагностируется ниже возрастных норм.

Ребенок находится в постоянном развитии, поэтому на разных возрастных этапах наиболее существенными в формировании его личности оказываются различные события. Одни из них наполнены приятными, положительно окрашенными эмоциями, другие - вызывают тяжелые переживания. К последним относят чувства, которые связаны с болезнью, помещением ребенка в больницу, продолжительным лечением. Кроме того, как показывают результаты исследования, дети и подростки страдают из-за отрыва от семьи, дома, из-за неспособности управлять своими телесными функциями, полноценно участвовать в играх со сверстниками, в выполнении социальных ролей.

Прежде всего, педагог должен знать характер патологического процесса и меру его влияния на психику ребенка. Для составления плана работы необходимо было не просто формально учитывать состояние здоровья больного каждый день, знать, какие медицинские процедуры ему назначены, и понимать, что не ко всем детям, даже с одинаковым клиническим диагнозом, можно подойти с одинаковым планом. В стационаре дети находятся в острый период течения своего заболевания, когда психические и патоморфологические изменения наиболее выражены. В этом периоде они особенно нуждаются в помощи разных специалистов, а не только медицинских работников. Если день ребенка наполнен интересными, неутомительными занятиями, он будет меньше обращать внимания на свои болезненные ощущения и лечебные процедуры. Следовательно, грамотно организованная воспитательная работа будет способствовать его скорейшему выздоровлению.

Формы воспитательной работы зависят от характера заболевания, возраста детей, длительности пребывания в больнице, состояния здоровья, что и учитывали педагоги, работавшие в московских детских больницах при организации своей деятельности.

Занятия с детьми проводились воспитателем, как правило, в вечернее время после посещения детьми лечебных мероприятий и учебных занятий. Разнообразные формы внешкольной работы давали детям возможность выбирать интересующие их занятия, проявлять инициативу и под руководством педагога развивать свои способности. Организуемые в больницах мероприятия способствовали тому, что и в закрытом учреждении они могли жить, не отрываясь от жизни здоровых сверстников. Для этого проводились показы кинофильмов, слайдов, диафильмов, организовывались концерты, доклады, встречи с интересными людьми.

Таким образом, в воспитательной работе с детьми в этот период стали оформляться направления и, в первую очередь, познавательное. Художественному воспитанию содействовали чтение, рисование, составление альбомов, устройство небольших тематических выставок, проведение праздников, музыкальная работа.

Соматическое развитие ребенка что это

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Лекционный материал

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ПЕДАГОГИКА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 44.02.01 (050144) ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ЗАОЧНАЯ

КУРС

Нарушения в соматическом развитии человека (ребенка), их систематика и статистика

Соматическийтелесный; понятие относится к явлениям и болез­ням, связанным с телом. Соматическое нарушение (от греческого «soma» — тело) — телесное заболевание, противоположное психическому нарушению.

Развитие — основная черта живой материи; благодаря ему происходят процессы увеличения числа и массы клеток, а также дифференцировка их строения и функции. Течение этих процессов запрограммировано в ДНК. В процессе внутриутробного развития основное значение имеет соответствующее количество питательных веществ, регулируемое плацентой. Плацента выделяет в организм матери большое количество стероидных гормонов, главным образом эстрогенов, и белков: гонадотропина, плацентарного лактогена.

Соматическое развитие – это индивидуальное развитие, начиная от попадания сперматозоида в яйцеклетку, строение и деятельность тканей, органов, их особенности запрограммированы в генотипе каждой личности. Генетическая программа становится потенциалом развития, который может, даже вынужден реализоваться. Гармоничное развитие зависит при соответствующих условиях внутренней среды от четкой деятельности нейрогормональной системы, которая так руководит распределением обмена веществ и энергии, чтобы обеспечивать актуальные потребности роста и развития отдельных органов, при этом всегда отдавая приоритет потребностям нервной системы. Остальной уровень физического и психического развития зависит от того, какова была возможность реализации генетического потенциала данной личности в условиях среды. Многочисленными исследованиями установлено, что для нормального развития плода необходимо динамическое постоянство условий внутриутробного развития (специфический гомеостаз), которое регулируется

нейроэндокринными и нейрогуморальными механизмами, как материнского организма, так и плода и осуществляется в рамках функциональной системы мать – плацента — плод.

Нарушения внутриутробного развития возникают, как правило, в процессе взаимодействия организма с неадекватными условиями внешней и внутренней среды, обусловливающими нарушения гомеостаза плода. В ранние периоды антенатального развития(антенатальный период (от лат. ante — перед + natalis — относящийся к рождению) — период внутриутробного развития плода от момента образования зиготы до начала родов — 40 недель) у эмбриона в силу незрелости жизненно важных органов и систем почти полностью отсутствуют механизмы адаптации в ответ на действие патогенных агентов. Поэтому изменения условий внутриутробного развития в это время приводят к серьезным нарушениям развития зародыша, вплоть до его гибели. Позднее у плода происходит созревание важнейших органов и систем, т.е. возникают морфологические и функциональные предпосылки для формирования адекватных компенсаторных реакций, направленных на поддержание гомеостаза. К ним, прежде всего, относятся увеличение ритма сердечных сокращений и усиление скелетно-мышечных обобщенных двигательных реакций, следствием чего является увеличение количества крови, протекающей через капилляры плаценты в единицу времени, а, следовательно, повышается оксигенация крови плода и возрастает обмен веществ между двумя организмами. Однако,

диапазон приспособительных реакций у плода ограничен. В связи с этим, действие различных чрезвычайных по силе и продолжительности повреждающих факторов даже в конце беременности отрицательно сказывается на развитии потомства.

Врожденные пороки занимают одно из первых мест, как в структуре детской заболеваемости, так и в перинатальной и ранней детской смертности. Благодаря достижениям тератологии, специалисты уже сегодня предлагают целый ряд действенных мер профилактики врожденных пороков. Так, в настоящее время во всех крупных медицинских центрах осуществляется медико-генетическое консультивирование и перинатальная диагностика, позволяющие определить прогноз потомства, рекомендации родителям и лечащему врачу. В настоящее время под врожденными пороками

понимаются стойкие морфологические изменения органа или организма, выходящих за пределы вариаций их строения.

Врожденные пороки очень многообразны.В связи с этим нет единой общепризнанной классификации нарушений внутриутробного развитияИх различают по этиологическому признаку (связанный с причиной возникновения), локализации, времени и объекту воздействия тератогенного фактора (фактора, нарушающего нормальное развитие), последовательности возникновения.

Итак, врожденные пороки (аномалии развития) могут быть:

— связаны с мутацией, изменением наследственных структур (генов, хромосом), перезреванием клеток;

— первичными (спинномозговая грыжа) и вторичными (косолапость)

Все врожденные пороки формируются в результате задержки формирования органов, нарушения зачатков органов или даже полного подавления их развития. Например, при формировании головного мозга сначала происходит смыкание краев нервного желобка на головном конце зародыша, в результате чего здесь затем образуется зачаток головного мозга — мозговой пузырь. В ряде случаев не происходит полного замыкания краев нервной пластинки, поэтому этот участок дальше не развивается и полушария головного мозга из него образоваться уже не могут (т.е.

недоразвитие полушарий головного мозга), что приводит к формированию анэнцефалии.

В других случаях закладка органа подавляется частично (не полностью), что приводит к недоразвитию или образованию иной ткани органа. Это сопровождается уменьшением или увеличением размеров и массы органа. Что обусловливает нарушение функций органа. Например, достаточно часто встречающееся недоразвитие мозжечка приводит к нарушениям координации движения и мышечного тонуса. Другим примером является макроцефалия, то есть увеличение массы и размеров головного мозга, что сопровождается слабоумием.

Врожденные пороки проявляются также увеличением и уменьшением отдельных частей органов или самих органов: уменьшение или увеличение числа пальцев (полидактилия), появление добавочных органов (надпочечников, матки, мочеточников).

Любой орган или любая система в своем развитии могут пойти по неправильному пути. При этом различные аномалии по-разному сказываются на жизнеспособности развивающегося организма. Например, при анэнцефалии, то есть при отсутствии больших полушарий головного мозга, костей свода черепа и мягких тканей плод жизнеспособен только в течение внутриутробного периода, а переход к самостоятельному существованию после рождения практически не возможен. В то же время декстрокардия (аномалия расположения сердца) или полидактилия (увеличенное или уменьшенное (по сравнению с нормой) количество пальцев на ногах или руках) практически не влияют на жизнеспособность плода и ребенка.

На течение различных элементов развития и процессов роста воздействуют все гормоны. На рост и массу тела главное влияние оказывают гипофизарный гормон роста, андрогены (стероидные мужские половые гормоны), инсулин, гормоны щитовидной железы. Гипофизарный гормон роста и инсулин увеличивают синтез белка и проницаемость клеток для аминокислот: инсулин — для глюкозы, гормон роста — для свободных жирных кислот. Гормон роста способствует образованию другого гормона — соматомедина, который обусловливает рост хрящевых отделов длинных трубчатых костей. В случаях недостатка этого гормона рост будет очень низким (карликовым).

При недостатке гормонов щитовидной железы происходит замедление роста, дифференцировки и созревания тканей и органов. Следствием этих нарушений в костной, нервной, кроветворной (красного кроветворения) системе является недостаточное физическое и умственное развитие, а также анемия (малокровие).

Андрогены усиливают рост костей и мягких тканей, в основном мышечной, в период полового созревания до развития оволосения (период бурного роста). Кроме этого, андрогены ускоряют процесс созревания хрящевых зон роста костей, что приводит к окостенению хрящей и окончанию процесса роста длинных трубчатых костей.

Избыток андрогенов в раннем возрасте вызывает сначала ускорение роста, а потом преждевременное окостенение хрящевых зон роста и развитие карликовости.

К эндогенным факторам, обусловливающим нарушения внутриутробного развития, прежде всего, относятся мутации половых клеток.

Кроме того, на развитие плода существенное влияние оказывает состояние здоровья матери, в том числе многочисленные экстрагенитальные заболевания. Имеются многочисленные данные, указывающие на то, что на плод может оказывать неблагоприятное влияние патология сердечно-сосудистой,гепатобилиарной,эндокринной, выделительной систем материнского организма.Клиническими наблюдениями установлено, что вышеперечисленные заболевания матери могут приводить к рождению детей со сниженной резистентностью и жизнеспособностью, с пороками развития,нередко приводящими к их гибели. Такие дети, как правило, имеют измененный вес, у них выявляются признаки нарушения гормонального гомеостаза, сердечно-сосудистой системы, неврологические изменения. Немаловажным является возраст родителей, особенно матери, Например, выявлена корреляционная связь между возрастом женщины и частотой рождения детей с синдромом Дауна,а также трисомией (хромосомная болезнь). Установлено, что если мать находится в возрасте 35-36 лет, риск трисомии у плода составляет 0,9%. В то же время, у женщин в возрасте 43-44 года риск данной патологии увеличивается до 7,8%. Эти нарушения внутриутробного развития обусловлены, прежде всего, увеличением с возрастом мутаций половых клеток. Однако хромосомная патология человека зависит не только от интенсивности мутационного процесса, но и от эффективности «отбора естественного». Дело в том, что у человека более 95% возникающих мутаций элиминируются внутриутробно, то есть рассасываются или удаляются путем самопроизвольного выкидыша. Именно поэтому на ранних стадиях развития беременности самопроизвольный выкидыш рассматривается как выработанная в эволюции защитная реакция, направленная на предупреждение рождения неполноценных детей.

К экзогенным факторам относятся физические, химические и биологические.К биологическим факторамотносятся вирусы, хламидии, бактерии, грибы и простейшие. Так, например, вирус краснухи может приводить к мертворождаемости, врожденным порокам: катаракте глаз, порокам сердца, нарушениям развития центральной нервной системы. К физическим факторам, нарушающим внутриутробное развитие, прежде всего, относятся температурные и механические воздействия, а также ионизирующее облучение. Так, взрыв атомной бомбы в Японии привел в подавляющем числе случаев (более 70%) к нарушениям внутриутробного развития: выкидыши, пороки развития скелета, мертворождаемость. Наиболее многочисленными являются химические факторы, к которым относятся неполноценное питание, авитаминозы, различные лекарственные препараты, токсические соединения, алкоголь, наркотики, никотин и др Нарушения внутриутробного развития могут вызываться такими широко распространенными лекарственными препаратами, как антибиотики, сульфаниламиды, аспирин, наркотические препараты (аспирин может привести к порокам сердца, антибиотик стрептомицин может вызвать нарушения вестибулярного и кохлеарного аппаратов, а, следовательно, снижении слуха).

Одним из «актуальных» эмбриотоксических факторов на сегодняшний день является алкоголь, который беспрепятственно проходит через плацентарный барьер и оказывает непосредственное влияние на процессы морфогенеза.Большинство ученых считают, что нельзя рассчитать минимальный уровень алкоголя в крови матери, который был бы безвредным для плода. В настоящее время проблема, связанная с влиянием курения матери на организм плода, имеет не только медицинское, но и важное социальное значение, так как по ряду исследований около 50% женщин детородного возраста курят. Установлено, что никотин оказывает эмбриотоксическое воздействие на плод. У детей, матери которых курят, наблюдается подавление поведенческих реакций, снижается их жизнеспособность, в органах и тканях уменьшается диаметр кровеносных сосудов микроциркуляторного русла, что не может не сказаться на интенсивности метаболических процессов.. В последние годы эмбриологи обращают внимание на отрицательное влияние пассивного курения, то есть табачного дыма, под влиянием которого в крови плода также накапливается никотин и карбоксигемоглобин в концентрации, существенно превышающей таковую в крови женщины, что обусловливает развитие гипоксии плода. Таким образом, на всех сроках антенатального развития эмбрион и плод являются чувствительными к действию неблагоприятных факторов.

Наличие или отсутствие в процессе развития тяжелых нарушений пищеварительного тракта, почек, гормональной регуляции также оказывает влияние.Медицинское вмешательство в случаях нарушения роста и развития необходимо с целью диагностики причины нарушения: генетический дефект, внешнее воздействие или болезнь и т. д. Так как нельзя непосредственно исследовать генетическую программу личности, ее оценивают опосредованно, опираясь на признаки, характерные для родственников, расы или данной популяции. Для оценки роста или массы тела в определенном возрасте используют таблицы норм. Параметры, указанные в таких таблицах, позволяют ориентироваться в признаках, характерных для данной популяции и данного ребенка. В большинстве случаев низкий рост ребенка, беспокоящий родственников или самого ребенка, является генетически обусловленным, поэтому нет потребности и возможности менять врожденный путь развития.

Соматическое заболевание (от др.-греч. σῶμα — тело) — телесное заболевание, в противоположность психическому заболеванию. В данную группу заболеваний объединяют болезни, вызываемые внешними воздействиями или же внутренними нарушением работы органов и систем, не связанные с психической деятельностью человека. В целом значительная часть болезней является именно соматическими, так, например, все травмы и генетические наследственные болезни являются соматическими.

К соматическим заболеваниям относятся:

— заболевания сердца и сосудов;

— заболевания дыхательной системы;

— поражения печени и почек, ряд поражений желудочно-кишечного тракта;

— травмы, ожоги и ранения;

— наследственные генетические заболевания;

— органические поражения нервной системы;

— инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов;

— паразитарные инвазии;

— эндокринные заболевания

Симптомы соматического нарушения зависят от характера основного заболевания, степени его тяжести, этапа течения, уровня эффективности терапевтических воздействий, а также от таких индивидуальных свойств заболевшего, как наследственность, конституция, преморбидный склад личности (преморбидный тип личности обусловливает ее базисные черты, тип характера до того момента, как возникло психическое расстройство), возраст, иногда пол, реактивность организма, наличие предшествующих вредностей (возможность реакции «измененной почвы» — С. Г. Жислин).

Соматические заболевания являются второй по значимости (пос­ле органических повреждений головного мозга) причиной, вызы­вающей нарушения психофизического здоровья детей и затрудня­ющей их личностно-социальное развитие и успешное обучение.

Соматические нарушения, состоящие в поражении внутренних органов (в том числе и эндокринных) или целых систем, нередко вызывают различные психические расстройства,чаще всего называемые «соматически обусловленными психозами», а также «соматогенными психозами». К. Ясперс считает, что при исследовании соматических изменений совершенно необходимо иметь в виду возможные психические причины, и наоборот.

Условиями для появления соматически обусловленных психозов К. Шнайдер предложил считать наличие следующих признаков:1) присутствие выраженной клиники соматического нарушения; 2) присутствие заметной связи во времени между соматическими и психическими нарушениями; 3) определенный параллелизм в течении психических и соматических нарушений; 4) возможное, но не обязательное появление органической симптоматики. Единого взгляда на достоверность этой классификации нет.

В современной зарубежной психологии существует даже спе­циальное направление «педиатрическая психология» («Pediatric Psychology»), целью которого является разработка научных и прак­тических аспектов психологического сопровождения детей и под­ростков с различными соматическими заболеваниями. Исследования как отечественных (В.В.Николаева, Е.Н.Соколова, А. Г Арина, В. Е. Каган, Р.А. Даирова, С.Н.Ратников), так и зарубежных исследователей (В. Александер, М.Шура, А. Митчерлиха и др.) показывают, что тяжелое соматическое заболева­ние создает особую дефицитарную (поврежденную) ситуацию развития. Даже не осознавая сути заболевания, ее последствий, ребенок попадает в ситуацию выраженных ограничений на активность, самостоятель­ность, способы самореализации, что задерживает его познаватель­ное и личностно-социальное развитие. Такие дети в зависимости от уровня психосоциального развития могут оказаться как в сис­теме специального образования (в группах и классах для детей с задержкой психического развития), так и включенными в еди­ный образовательный процесс со здоровыми детьми. Ф. Данбэр (1948), А. Мирски, Б.Д. Карвасарский (1982) и др. исследователи указывают на психологические факторы в возникновения соматических нарушений. Так, например, Г. Селье (1992) пишет, что психическое и соматическое в человеке выступают в единстве внешнего и внутреннего воздействия на организм. Как утверждает В.А.Роменец (2003), Г. Селье в своих работах об общем адаптационном синдроме и теории о стрессе, дает нам не только обоснование современной психосоматической медицины, но и подводит к необходимости изучения механизмов, участвующих в формировании психосоматической адаптации человека.

Таким образом, на современном научном этапе развития современной науки необходимо понимать и учитывать то, что организм человека является единым целым (целостным), и функционирование его частей может быть понято только с точки зрения функционирования всей этой целой системы.

Рекомендуемые источники информации:

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000. – С. 61-66

2. Педагогика / Под ред П.И. Пидкасистого – М. Педагогическое общество России, 1998: — С. 83-86

3. https://symptom.3dn.ru/index/narushenie_somaticheskoe/0-829

4. https://psixologiya.org/specialnaya/osnovy/1613-faktory-psixicheskogo-razvitiya-cheloveka.html?start=2

5. https://www.eurolab.ua/symptoms/disorders/189

6. https://medkarta.com/?cat=article&id=23224

7. https://reftrend.ru/551301.html

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EC%E0%F2%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E5_%E7%E0%E1%EE%EB%E5%E2

%E0%ED%E8%E5

Нарушение соматического развития ребенка

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Лекционный материал

ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ПЕДАГОГИКА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 44.02.01 (050144) ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ЗАОЧНАЯ

КУРС

Нарушения в соматическом развитии человека (ребенка), их систематика и статистика

Соматическийтелесный; понятие относится к явлениям и болез­ням, связанным с телом. Соматическое нарушение (от греческого «soma» — тело) — телесное заболевание, противоположное психическому нарушению.

Развитие — основная черта живой материи; благодаря ему происходят процессы увеличения числа и массы клеток, а также дифференцировка их строения и функции. Течение этих процессов запрограммировано в ДНК. В процессе внутриутробного развития основное значение имеет соответствующее количество питательных веществ, регулируемое плацентой. Плацента выделяет в организм матери большое количество стероидных гормонов, главным образом эстрогенов, и белков: гонадотропина, плацентарного лактогена.

Соматическое развитие – это индивидуальное развитие, начиная от попадания сперматозоида в яйцеклетку, строение и деятельность тканей, органов, их особенности запрограммированы в генотипе каждой личности. Генетическая программа становится потенциалом развития, который может, даже вынужден реализоваться. Гармоничное развитие зависит при соответствующих условиях внутренней среды от четкой деятельности нейрогормональной системы, которая так руководит распределением обмена веществ и энергии, чтобы обеспечивать актуальные потребности роста и развития отдельных органов, при этом всегда отдавая приоритет потребностям нервной системы. Остальной уровень физического и психического развития зависит от того, какова была возможность реализации генетического потенциала данной личности в условиях среды. Многочисленными исследованиями установлено, что для нормального развития плода необходимо динамическое постоянство условий внутриутробного развития (специфический гомеостаз), которое регулируется нейроэндокринными и нейрогуморальными механизмами, как материнского организма, так и плода и осуществляется в рамках функциональной системы мать – плацента — плод.

Нарушения внутриутробного развития возникают, как правило, в процессе взаимодействия организма с неадекватными условиями внешней и внутренней среды, обусловливающими нарушения гомеостаза плода. В ранние периоды антенатального развития(антенатальный период (от лат. ante — перед + natalis — относящийся к рождению) — период внутриутробного развития плода от момента образования зиготы до начала родов — 40 недель) у эмбриона в силу незрелости жизненно важных органов и систем почти полностью отсутствуют механизмы адаптации в ответ на действие патогенных агентов. Поэтому изменения условий внутриутробного развития в это время приводят к серьезным нарушениям развития зародыша, вплоть до его гибели. Позднее у плода происходит созревание важнейших органов и систем, т.е. возникают морфологические и функциональные предпосылки для формирования адекватных компенсаторных реакций, направленных на поддержание гомеостаза. К ним, прежде всего, относятся увеличение ритма сердечных сокращений и усиление скелетно-мышечных обобщенных двигательных реакций, следствием чего является увеличение количества крови, протекающей через капилляры плаценты в единицу времени, а, следовательно, повышается оксигенация крови плода и возрастает обмен веществ между двумя организмами. Однако, диапазон приспособительных реакций у плода ограничен. В связи с этим, действие различных чрезвычайных по силе и продолжительности повреждающих факторов даже в конце беременности отрицательно сказывается на развитии потомства.

Врожденные пороки занимают одно из первых мест, как в структуре детской заболеваемости, так и в перинатальной и ранней детской смертности. Благодаря достижениям тератологии, специалисты уже сегодня предлагают целый ряд действенных мер профилактики врожденных пороков. Так, в настоящее время во всех крупных медицинских центрах осуществляется медико-генетическое консультивирование и перинатальная диагностика, позволяющие определить прогноз потомства, рекомендации родителям и лечащему врачу. В настоящее время под врожденными пороками понимаются стойкие морфологические изменения органа или организма, выходящих за пределы вариаций их строения.

Врожденные пороки очень многообразны.В связи с этим нет единой общепризнанной классификации нарушений внутриутробного развитияИх различают по этиологическому признаку (связанный с причиной возникновения), локализации, времени и объекту воздействия тератогенного фактора (фактора, нарушающего нормальное развитие), последовательности возникновения.

Итак, врожденные пороки (аномалии развития) могут быть:

— связаны с мутацией, изменением наследственных структур (генов, хромосом), перезреванием клеток;

— первичными (спинномозговая грыжа) и вторичными (косолапость)

Все врожденные пороки формируются в результате задержки формирования органов, нарушения зачатков органов или даже полного подавления их развития. Например, при формировании головного мозга сначала происходит смыкание краев нервного желобка на головном конце зародыша, в результате чего здесь затем образуется зачаток головного мозга — мозговой пузырь. В ряде случаев не происходит полного замыкания краев нервной пластинки, поэтому этот участок дальше не развивается и полушария головного мозга из него образоваться уже не могут (т.е. недоразвитие полушарий головного мозга), что приводит к формированию анэнцефалии.

В других случаях закладка органа подавляется частично (не полностью), что приводит к недоразвитию или образованию иной ткани органа. Это сопровождается уменьшением или увеличением размеров и массы органа. Что обусловливает нарушение функций органа. Например, достаточно часто встречающееся недоразвитие мозжечка приводит к нарушениям координации движения и мышечного тонуса. Другим примером является макроцефалия, то есть увеличение массы и размеров головного мозга, что сопровождается слабоумием.

Врожденные пороки проявляются также увеличением и уменьшением отдельных частей органов или самих органов: уменьшение или увеличение числа пальцев (полидактилия), появление добавочных органов (надпочечников, матки, мочеточников).

Любой орган или любая система в своем развитии могут пойти по неправильному пути. При этом различные аномалии по-разному сказываются на жизнеспособности развивающегося организма. Например, при анэнцефалии, то есть при отсутствии больших полушарий головного мозга, костей свода черепа и мягких тканей плод жизнеспособен только в течение внутриутробного периода, а переход к самостоятельному существованию после рождения практически не возможен. В то же время декстрокардия (аномалия расположения сердца) или полидактилия (увеличенное или уменьшенное (по сравнению с нормой) количество пальцев на ногах или руках) практически не влияют на жизнеспособность плода и ребенка.

На течение различных элементов развития и процессов роста воздействуют все гормоны. На рост и массу тела главное влияние оказывают гипофизарный гормон роста, андрогены (стероидные мужские половые гормоны), инсулин, гормоны щитовидной железы. Гипофизарный гормон роста и инсулин увеличивают синтез белка и проницаемость клеток для аминокислот: инсулин — для глюкозы, гормон роста — для свободных жирных кислот. Гормон роста способствует образованию другого гормона — соматомедина, который обусловливает рост хрящевых отделов длинных трубчатых костей. В случаях недостатка этого гормона рост будет очень низким (карликовым).

При недостатке гормонов щитовидной железы происходит замедление роста, дифференцировки и созревания тканей и органов. Следствием этих нарушений в костной, нервной, кроветворной (красного кроветворения) системе является недостаточное физическое и умственное развитие, а также анемия (малокровие).

Андрогены усиливают рост костей и мягких тканей, в основном мышечной, в период полового созревания до развития оволосения (период бурного роста). Кроме этого, андрогены ускоряют процесс созревания хрящевых зон роста костей, что приводит к окостенению хрящей и окончанию процесса роста длинных трубчатых костей.

Избыток андрогенов в раннем возрасте вызывает сначала ускорение роста, а потом преждевременное окостенение хрящевых зон роста и развитие карликовости.

К эндогенным факторам, обусловливающим нарушения внутриутробного развития, прежде всего, относятся мутации половых клеток.

Кроме того, на развитие плода существенное влияние оказывает состояние здоровья матери, в том числе многочисленные экстрагенитальные заболевания. Имеются многочисленные данные, указывающие на то, что на плод может оказывать неблагоприятное влияние патология сердечно-сосудистой,гепатобилиарной,эндокринной, выделительной систем материнского организма.Клиническими наблюдениями установлено, что вышеперечисленные заболевания матери могут приводить к рождению детей со сниженной резистентностью и жизнеспособностью, с пороками развития,нередко приводящими к их гибели. Такие дети, как правило, имеют измененный вес, у них выявляются признаки нарушения гормонального гомеостаза, сердечно-сосудистой системы, неврологические изменения. Немаловажным является возраст родителей, особенно матери, Например, выявлена корреляционная связь между возрастом женщины и частотой рождения детей с синдромом Дауна,а также трисомией (хромосомная болезнь). Установлено, что если мать находится в возрасте 35-36 лет, риск трисомии у плода составляет 0,9%. В то же время, у женщин в возрасте 43-44 года риск данной патологии увеличивается до 7,8%. Эти нарушения внутриутробного развития обусловлены, прежде всего, увеличением с возрастом мутаций половых клеток. Однако хромосомная патология человека зависит не только от интенсивности мутационного процесса, но и от эффективности «отбора естественного». Дело в том, что у человека более 95% возникающих мутаций элиминируются внутриутробно, то есть рассасываются или удаляются путем самопроизвольного выкидыша. Именно поэтому на ранних стадиях развития беременности самопроизвольный выкидыш рассматривается как выработанная в эволюции защитная реакция, направленная на предупреждение рождения неполноценных детей.

К экзогенным факторам относятся физические, химические и биологические.К биологическим факторамотносятся вирусы, хламидии, бактерии, грибы и простейшие. Так, например, вирус краснухи может приводить к мертворождаемости, врожденным порокам: катаракте глаз, порокам сердца, нарушениям развития центральной нервной системы. К физическим факторам, нарушающим внутриутробное развитие, прежде всего, относятся температурные и механические воздействия, а также ионизирующее облучение. Так, взрыв атомной бомбы в Японии привел в подавляющем числе случаев (более 70%) к нарушениям внутриутробного развития: выкидыши, пороки развития скелета, мертворождаемость. Наиболее многочисленными являются химические факторы, к которым относятся неполноценное питание, авитаминозы, различные лекарственные препараты, токсические соединения, алкоголь, наркотики, никотин и др Нарушения внутриутробного развития могут вызываться такими широко распространенными лекарственными препаратами, как антибиотики, сульфаниламиды, аспирин, наркотические препараты (аспирин может привести к порокам сердца, антибиотик стрептомицин может вызвать нарушения вестибулярного и кохлеарного аппаратов, а, следовательно, снижении слуха).

Одним из «актуальных» эмбриотоксических факторов на сегодняшний день является алкоголь, который беспрепятственно проходит через плацентарный барьер и оказывает непосредственное влияние на процессы морфогенеза.Большинство ученых считают, что нельзя рассчитать минимальный уровень алкоголя в крови матери, который был бы безвредным для плода. В настоящее время проблема, связанная с влиянием курения матери на организм плода, имеет не только медицинское, но и важное социальное значение, так как по ряду исследований около 50% женщин детородного возраста курят. Установлено, что никотин оказывает эмбриотоксическое воздействие на плод. У детей, матери которых курят, наблюдается подавление поведенческих реакций, снижается их жизнеспособность, в органах и тканях уменьшается диаметр кровеносных сосудов микроциркуляторного русла, что не может не сказаться на интенсивности метаболических процессов.. В последние годы эмбриологи обращают внимание на отрицательное влияние пассивного курения, то есть табачного дыма, под влиянием которого в крови плода также накапливается никотин и карбоксигемоглобин в концентрации, существенно превышающей таковую в крови женщины, что обусловливает развитие гипоксии плода. Таким образом, на всех сроках антенатального развития эмбрион и плод являются чувствительными к действию неблагоприятных факторов.

Наличие или отсутствие в процессе развития тяжелых нарушений пищеварительного тракта, почек, гормональной регуляции также оказывает влияние.Медицинское вмешательство в случаях нарушения роста и развития необходимо с целью диагностики причины нарушения: генетический дефект, внешнее воздействие или болезнь и т. д. Так как нельзя непосредственно исследовать генетическую программу личности, ее оценивают опосредованно, опираясь на признаки, характерные для родственников, расы или данной популяции. Для оценки роста или массы тела в определенном возрасте используют таблицы норм. Параметры, указанные в таких таблицах, позволяют ориентироваться в признаках, характерных для данной популяции и данного ребенка. В большинстве случаев низкий рост ребенка, беспокоящий родственников или самого ребенка, является генетически обусловленным, поэтому нет потребности и возможности менять врожденный путь развития.

Соматическое заболевание (от др.-греч. σῶμα — тело) — телесное заболевание, в противоположность психическому заболеванию. В данную группу заболеваний объединяют болезни, вызываемые внешними воздействиями или же внутренними нарушением работы органов и систем, не связанные с психической деятельностью человека. В целом значительная часть болезней является именно соматическими, так, например, все травмы и генетические наследственные болезни являются соматическими.

К соматическим заболеваниям относятся:

— заболевания сердца и сосудов;

— заболевания дыхательной системы;

— поражения печени и почек, ряд поражений желудочно-кишечного тракта;

— травмы, ожоги и ранения;

— наследственные генетические заболевания;

— органические поражения нервной системы;

— инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов;

— паразитарные инвазии;

— эндокринные заболевания

Симптомы соматического нарушения зависят от характера основного заболевания, степени его тяжести, этапа течения, уровня эффективности терапевтических воздействий, а также от таких индивидуальных свойств заболевшего, как наследственность, конституция, преморбидный склад личности (преморбидный тип личности обусловливает ее базисные черты, тип характера до того момента, как возникло психическое расстройство), возраст, иногда пол, реактивность организма, наличие предшествующих вредностей (возможность реакции «измененной почвы» — С. Г. Жислин).

Соматические заболевания являются второй по значимости (пос­ле органических повреждений головного мозга) причиной, вызы­вающей нарушения психофизического здоровья детей и затрудня­ющей их личностно-социальное развитие и успешное обучение.

Соматические нарушения, состоящие в поражении внутренних органов (в том числе и эндокринных) или целых систем, нередко вызывают различные психические расстройства,чаще всего называемые «соматически обусловленными психозами», а также «соматогенными психозами». К. Ясперс считает, что при исследовании соматических изменений совершенно необходимо иметь в виду возможные психические причины, и наоборот.

Условиями для появления соматически обусловленных психозов К. Шнайдер предложил считать наличие следующих признаков:1) присутствие выраженной клиники соматического нарушения; 2) присутствие заметной связи во времени между соматическими и психическими нарушениями; 3) определенный параллелизм в течении психических и соматических нарушений; 4) возможное, но не обязательное появление органической симптоматики. Единого взгляда на достоверность этой классификации нет.

В современной зарубежной психологии существует даже спе­циальное направление «педиатрическая психология» («Pediatric Psychology»), целью которого является разработка научных и прак­тических аспектов психологического сопровождения детей и под­ростков с различными соматическими заболеваниями. Исследования как отечественных (В.В.Николаева, Е.Н.Соколова, А. Г Арина, В. Е. Каган, Р.А. Даирова, С.Н.Ратников), так и зарубежных исследователей (В. Александер, М.Шура, А. Митчерлиха и др.) показывают, что тяжелое соматическое заболева­ние создает особую дефицитарную (поврежденную) ситуацию развития. Даже не осознавая сути заболевания, ее последствий, ребенок попадает в ситуацию выраженных ограничений на активность, самостоятель­ность, способы самореализации, что задерживает его познаватель­ное и личностно-социальное развитие. Такие дети в зависимости от уровня психосоциального развития могут оказаться как в сис­теме специального образования (в группах и классах для детей с задержкой психического развития), так и включенными в еди­ный образовательный процесс со здоровыми детьми. Ф. Данбэр (1948), А. Мирски, Б.Д. Карвасарский (1982) и др. исследователи указывают на психологические факторы в возникновения соматических нарушений. Так, например, Г. Селье (1992) пишет, что психическое и соматическое в человеке выступают в единстве внешнего и внутреннего воздействия на организм. Как утверждает В.А.Роменец (2003), Г. Селье в своих работах об общем адаптационном синдроме и теории о стрессе, дает нам не только обоснование современной психосоматической медицины, но и подводит к необходимости изучения механизмов, участвующих в формировании психосоматической адаптации человека.

Таким образом, на современном научном этапе развития современной науки необходимо понимать и учитывать то, что организм человека является единым целым (целостным), и функционирование его частей может быть понято только с точки зрения функционирования всей этой целой системы.

Рекомендуемые источники информации:

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000. – С. 61-66

2. Педагогика / Под ред П.И. Пидкасистого – М. Педагогическое общество России, 1998: — С. 83-86

3. https://symptom.3dn.ru/index/narushenie_somaticheskoe/0-829

4. https://psixologiya.org/specialnaya/osnovy/1613-faktory-psixicheskogo-razvitiya-cheloveka.html?start=2

5. https://www.eurolab.ua/symptoms/disorders/189

6. https://medkarta.com/?cat=article&id=23224

7. https://reftrend.ru/551301.html

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%EC%E0%F2%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E5_%E7%E0%E1%EE%EB%E5%E2

%E0%ED%E8%E5

Психогенные особенности соматических и соматогенных расстройств в детском и подростковом возрастах

Чувствительность или резистентность к событиям, которые переживает индивид, зависят оттого состояния, в котором он в это время находится. Возникновение в момент переживания житейских трудностей чувства безысходности, неверия в свои силы, отчужденности, отсутствие активности и предприимчивости приводило к заболеванию, тогда как энергичная позиция в отношении происходящего, способность принимать на себя ответственность, уверенность в возможности управлять событиями отмечались у тех, кто оставался здоровым. Активная позиция в жизни, физическая деятельность повышают устойчивость к стрессовым воздействиям. Развитию заболевания предшествуют состояния «отказа», «ухода», «капитуляции», отражающие чувства безнадежности и беспомощности (Engel G. U., Schmale A. H., 1967).

Распространенность психогенных соматических и соматогенных расстройств в детском и подростковом возрастах не только значительна, но и постоянно увеличивается. Из-за снижения частоты инфекционных болезней возрастает удельный вес заболеваний, которые возникают в связи с трудностями приспособления к резко ухудшившимся условиям существования. Их называют болезнями адаптации, а так как они в значительной степени связаны с прогрессом, то приобрели еще и другое название — «болезни цивилизации», по существу являясь психосоматическими расстройствами. Среди обращающихся за помощью в поликлинику 40–68 % детей страдают именно этими расстройствами (И. П. Брязгунов, 1995). Из всех наблюдающихся педиатрами больных 2/5 детей не имеют никаких органических изменений, хотя и страдают соматическими расстройствами.

В настоящее время хронические заболевания органов пищеварения у детей в силу своей большей распространенности являются одной из актуальных проблем педиатрии. Несмотря на рост частоты этих заболеваний у детей, которые нередко осложняются разнообразными психоневрологическими нарушениями, к сожалению, эти нарушения к настоящему времени изучены мало. По мнению многих авторов к соматогенным расстройствам при заболеваниях пищеварительного тракта у детей относятся астенические состояния (повышенная утомляемость, слабость, головная боль), причем отмечается зависимость этих жалоб от периода болезни. При этом подчеркивается, что в начальной стадии заболевания степень выраженности психоневрологических расстройств находится в прямой зависимости от течения соматической патологии.

Однако по мере развития соматического процесса нервно-психические нарушения развиваются уже самостоятельно, проявляясь даже в период ремиссии заболевания. Д. Н. Исаев отмечает, что при хронических заболеваниях органов пищеварения у детей также наблюдаются неврозоподобные расстройства, которые формируются через 1–2 года после возникновения соматического заболевания, к ним относятся анорексия, энурез, тики, расстройства сна. При этом обострение соматического процесса неизменно приводит к ухудшению психического состояния, в период ремиссии соматического заболевания редуцируется неврозоподобная симптоматика. По его мнению помимо астенических и неврозоподобных расстройств при патологии органов пищеварения у детей наблюдаются и невротические расстройства, которые проявляются в форме невротических реакций, затяжных невротических состояний, невротического формирования личности. Доказано, что если число событий, приводящих к серьезным изменениям в жизни индивида, возрастает более чем в два раза по сравнению со средним числом, то вероятность заболевания составит 80 %. У ребенка, например, настолько тесная связь с родителями, что практически все важные изменения в их жизни ставят ребенка на грань риска возникновения заболевания.

Состояние ребенка может оказаться показателем отношений его родителей, болезненные проявления у ребенка могут быть единственным выражением семейной дезорганизации (Basquen M., 1983). Все изменения семейных взаимоотношений, препятствующие развитию индивидуальности ребенка, не позволяющие ему открыто проявлять свои эмоции, делают его ранимым в отношении эмоциональных стрессов (Jaklewicz H., 1988). В то же время наличие прочной социальной поддержки благоприятно сказывается на сопротивляемости к заболеваниям. Нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний (Ammon G., 1978). Психотравмирующие события (стрессоры), способные вызвать заболевание, разнообразны. Они возникают из-за чрезмерного напряжения, переживания оценок, рассогласования деятельности, а также при воздействии физических и природных факторов.

Восприимчивость к стрессорам различна и зависит от их психологической значимости для индивида. H. Frayberger, W.Zander, H.Weiner, M.Thaler, I. A. Mirski, W.Shuffel, T.Uexkull, Б. Любан-Плоцца, Г. Амон, А. В. Мазурин, А. М. Запруднов, Ю. Ф. Антропов, Д. Н. Исаев, Л. И. Тульчина и др. отмечают, что характерной чертой гастроэнтерологической патологии является ее частая психологическая обусловленность. В ряде исследований показана связь психосоматической патологии желудочно-кишечного тракта с эмоциональным напряжением: депрессией, эмоциональными переживаниями, неудовлетворенной потребностью в персональной любви, потерей доверия к миру, отторжением себя от идентификации с близким кругом лиц.

По мнению Е. Г. Филяковой, В. В. Николаевой, В. Н. Касаткина хронические заболевания пищеварительного тракта, характеризуясь хроническим течением, дают ребенку длительный негативный телесный опыт, отличающий их от здоровых сверстников. Они считают, что тело больного ребенка является не только источником болевых или иных неприятных ощущений, но и становится объектом манипуляций со стороны других людей (родителей, врачей), что может приводить к чувству ущербности, дополнительной психической травмы, следовательно, искажать путь психического развития. Как подчеркивают авторы, тяжелое хроническое соматическое заболевание существенно изменяет, прежде всего, всю социальную ситуацию развития, что ведет к снижению уровня психических возможностей ребенка в осуществлении деятельности, к ограничению контактов с другими людьми, к изменению объективного места, занимаемого в жизни, а тем самым и его внутренней позиции по отношению ко всем обстоятельствам жизни. Особенно в подростковом возрасте это может привести к глубоким перестройкам всей совокупности личностных смыслов, порой драматически проявляющимся в таких феноменах, как «потеря себя» и утрата смысла существования. Также отмечается, что дети, страдающие разными видами хронических соматических заболеваний, проявляют своеобразие в личностном развитии. Наличие соматического заболевания у ребенка создает своеобразную социальную ситуацию развития. Поэтому формирование внутренней картины болезни специфично для конкретного заболевания. При формировании внутренней картины болезни отмечаются определенные сензитивные периоды осознания заболевания, имеющие различную возрастную отнесенность при различных заболеваниях. Эти периоды совпадают с кризисом осознания болезни, а у детей сопровождаются различного рода трудностями в личностном развитии. В процессе формирования внутренней картины здоровья у детей без соматической патологии отмечается общая тенденция: чем старше дети, тем чаще они отмечают значимость психологического состояния человека в сохранении здоровья.

В последнее время все больше специалистов приходят к мнению, что для успешного лечения ребенка необходима оценка его эмоциональной сферы, которая включает в себя изучение поведения ребенка с родителями дома, в школе, среди друзей и взрослых, оценку реакций ребенка на непосредственное окружение и на стресс. Длительные хронические соматические заболевания обуславливают задержку эмоционального развития, эмоциональную незрелость детей и подростков. Хроническая физическая и психическая астения тормозят развитие активных форм деятельности, способствуют формированию таких черт личности как робость, боязливость, неуверенность в себе. Эти же свойства в значительной степени детерминируют и создание для больного ребенка режима ограничений и запретов. Так, к явлениям, связанным непосредственно с болезнью, относится искусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки. Задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию к труду.

Разработка программ по улучшению социально-психологической адаптации детей и подростков с хроническими соматическими заболеваниями является в настоящее время актуальной задачей, имеющей важное социально-экономическое и медико-социальное значение в решении общей проблемы реабилитации.

 

Литература:

 

1.                  Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная деятельность и воспитание школьников. М., 1997. 155 с.

2.                  Волокитина М. Н. Очерки психологии младших школьников. М., 1995. 183 с.

3.                  Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956. 519 с.

4.                  Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1990. 500

5.                  Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1997. 247 с.

6.                  Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985. 190 с.

7.                  Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1998. 113 с.

8.                  Рубинштейн С. Я. Методики экспериментальной патопсихологии. М., 1990.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, заболевание, расстройство, соматическое заболевание, личностное развитие, пищеварительный тракт, подростковый возраст, соматическая патология, соматический процесс, эмоциональное развитие.

Центр соматических исследований

Спасите даты:

Ежемесячная группа соматического надзора:
Теория и супервизия
С Руэллой Франк
Пятница 16:00 - 17:30
16 октября, 13 ноября, 11 декабря 2020 г.
15 января 2021 г.

ОНЛАЙН или ЛИЧНО в зависимости от о карантинных ограничениях

Посетите нашу страницу теории и наблюдения для получения дополнительной информации.

Серия вебинаров:
Воплощенный реляционный гештальт: перспективы развития

С русским переводом
Понедельник: 1: 00-2: 30 Восточно-американское стандартное время
17 августа 2020 г.
21 сентября 2020 г.
19 октября 2020 г.

Для регистрации: отправьте электронное письмо Резеде или Юлии в Центр Ступени.

Веб-семинар:
Движение к значению: знакомство с соматическим и развивающим подходом к психотерапии

Понедельник: 19:00 по восточноевропейскому времени
14 сентября 2020 г.

Чтобы зарегистрироваться: посетите гештальт-терапию Брисбен

Доступна запись на случай, если вы не смогли присутствовать на мероприятии:

Теперь доступна запись на случай, если вы не смогли присутствовать на мероприятии:

Подробнее о семинарах…

Соматическая психотерапия развития

Введение

Подробнее…


64903896_2271592596253840_3032010331292434432_o

596C0DA3-04C6-45D0-9896-88E12CFE6681

.

Редактирование генома соматических клеток | Национальный центр развития переводческих наук

Somatic Genome editing Редактирование генома - многообещающая технология, которая может предложить новые методы лечения или лекарства от болезней. Геном человека содержит тысячи генов, каждый из которых содержит информацию, которую клетки используют для производства белка. Для правильного функционирования человеческому организму необходимо огромное количество определенных белков. При генетических заболеваниях существует проблема с геном, которая означает, что белок сделан неправильно или вообще не сделан.Редактирование генома изменяет последовательность ДНК, чтобы клетки снова могли производить нужные белки. Достижения в области редактирования генома обещают обеспечить лечение тысяч генетических заболеваний.

Важность соматических клеток

За последнее десятилетие исследователи разработали передовую технологию редактирования генома, позволяющую вносить точные изменения в код ДНК внутри живых клеток. Используя эту технологию, ученые могли редактировать вызывающую заболевание ДНК в не репродуктивных клетках организма, известных как соматические клетки.Ограничение редактирования этими ячейками снижает риск непреднамеренных изменений, связанных с редактированием, которые передаются будущим поколениям. Исследователи могут использовать эту технологию для лечения множества генетических заболеваний.

Расширяющиеся исследования редактирования генома

В январе 2018 года, признавая важность этого исследования, Общий фонд NIH запустил новую программу, направленную на исследование соматических клеток. Программа редактирования генома соматических клеток направлена ​​на разработку высококачественных инструментов для выполнения безопасного и эффективного редактирования генома у людей, а затем на обеспечение широкого доступа к этим инструментам исследовательскому сообществу, чтобы сократить время и стоимость разработки новых методов лечения.

NCATS возглавляет рабочую группу trans-NIH, состоящую из нескольких других институтов и центров NIH, которые будут управлять новой программой. Эта совместная программа направлена ​​на:

  • Увеличьте количество инструментов редактирования генома, доступных исследователям.
  • Разработать системы доставки, которые могут эффективно воздействовать на клетки определенных органов и тканей человеческого тела.
  • Разработка новых тестов для тестирования безопасности и эффективности инструментов редактирования и доставки генома.
  • Распространять знания, методы и инструменты, разработанные в рамках этой программы, среди научного сообщества.

Благодаря этой программе исследователи получат доступ к инструментам для разработки новых подходов к лечению как редких, так и распространенных заболеваний. С помощью этих новых инструментов NIH стремится ускорить внедрение технологий редактирования генома в клинику для лечения как можно большего числа пациентов с генетическими заболеваниями.

Для получения дополнительной информации о программе редактирования генома соматических клеток посетите веб-сайт Общего фонда NIH.

.

Растущая популярность соматических практик

Есть два основных способа познания своего тела - снаружи и изнутри.

Чаще всего вы наблюдаете за собой со стороны. Вы смотрите на положение ног, чтобы получить правильную поддержку при выполнении становой тяги, или настраиваете вращение плеч, чтобы превратить себя в безопасную и удобную собаку вниз. Вы наблюдаете, оцениваете и настраиваете себя для достижения максимальной производительности и, надеюсь, минимальной боли.

Вы также можете осознавать, что делаете, ощущая себя изнутри.В 1970-х философ и учитель Томас Ханна использовал термин соматика для обозначения этого способа ощущения себя и своего опыта. Он описал соматику как «изучение себя с точки зрения собственного жизненного опыта, охватывающего измерения тела, психики и духа».


Соматика - это изучение себя с точки зрения собственного жизненного опыта, охватывающего измерения тела, психики и духа.
- Томас Ханна

Соматические практики используют ваше внутреннее осознавание - через проприоцепцию, интероцепцию, кинестетическое осознавание и т. Д.- перенести неизвестные части себя и свой опыт в известное. Соматическое обучение делает бессознательное сознательным и в процессе дает вам больше возможностей двигаться, действовать, думать и жить. Это максимизирует не только ваше физическое тело, но и весь ваш человеческий потенциал.

«Соматическое движение - это не функциональное движение, - говорит учитель Continuum и преподаватель соматики Элейн Коландреа. «На самом деле мы берем отпуск от движения в служении к определенной деятельности, а вместо этого переходим от внутренних ощущений, любопытства и удовольствия, что приводит нас к внутреннему состоянию красоты, целостности и удивления.Когда мы возвращаемся к функциональному движению, к нашей повседневной деятельности, у нас часто появляется больше возможностей для жизни, поскольку мы позволяем этой целостности определять все пути, которыми мы движемся в мире.

Новы ли соматические практики?

Если все это звучит так, как будто это также описывает древние практики, такие как йога, тай-чи или цигун, то в некотором смысле это так. Некоторые утверждают, что йога - это изначальная соматическая практика. Хотя в этом нет ничего плохого, строго говоря, это не совсем так.Когда кто-то сегодня обращается к «соматическим практикам», они обычно имеют в виду системы, разработанные за последние 100 лет или около того.

В конце 19-го и 20-го веков ряд философов и учителей начали создавать практики, используя этот экспериментальный, телесный подход к обучению. Марта Эдди, директор Центра кинестетического образования, говорит, что эти «пионеры соматики обнаружили, что, участвуя в внимательном диалоге со своим телесным« я », мы, как люди, можем учиться заново, избавляться от боли, легче двигаться, делать свою жизнь больше. эффективно и с большей живостью и выразительностью."

Эти ранние учителя создали методы работы с телом и системы движений, такие как Метод Фельденкрайза ® , Техника Александера, Рольфинг ® и подход Трагера, - которые сегодня привлекают новое внимание своей тонкостью и эффективностью при использовании преимущества способность мозга к нейропластичности. Эти практики описывают конкретные способы, которыми люди могут научиться ощущать свой опыт изнутри, и, как правило, когда люди говорят о «соматических практиках», они имеют в виду именно эти типы практик.

Широкий спектр соматических практик

Соматические подходы используются во многих областях, включая психологию, движение, танец и работу с телом. Вот некоторые из наиболее популярных практик по категориям, но имейте в виду, что, подобно целостному подходу самой соматики, некоторые из этих практик можно разделить на несколько категорий.

Соматическая психология

Соматическая психология, также известная как психотерапия тела, выходит за рамки разговорной терапии и включает в себя ощущаемый опыт человека в его теле в качестве основного средства понимания того, что происходит в уме.

Соматический психотерапевт Эрик Монкхаус говорит: «Соматическая психотерапия - это комплексное лечение тела, ума и души, рассматриваемых как функциональное целое».

По данным Калифорнийского института интегральных исследований, «соматические психотерапевты обучены помогать клиентам исследовать телесные средства, с помощью которых они проводят свою повседневную жизнь. Благодаря работе с дыханием; двигательные упражнения; прикосновение; и исследования чувств, ощущений, позы, жеста и выражения, клиенты узнают, как они формируют определенные личности и взаимодействуют с другими."

Практики соматической психологии включают:

Somatic Bodywork

Соматическая работа с телом использует прикосновения, чтобы помочь человеку развить внутреннее осознание и справиться с физической или эмоциональной болью.

Соматические техники работы с телом включают:

Соматические движения и танец

Соматическое движение - это фраза, которая часто используется для обозначения любого движения, которое «выполняется сознательно, с полной внутренней сосредоточенностью и вниманием». Он полагается на внутренний опыт человека как на критерий движения и обучения, а не на внешние источники.

Практики соматического танца подчеркивают внутренний опыт танцора (и его саморазвитие), в отличие от танца, как он выглядит для тех, кто смотрит. Коландреа говорит: «Соматический танец не делается так, как он выглядит; это не определенно искусство исполнения. Однако многие танцоры считают соматические движения отличным ресурсом, спасением, которое продлевает их танцевальную жизнь и помогает им оправиться от травм и стресса. повторяющихся движений, которые часто приходится выполнять танцорам."

Соматические движения и танцевальные практики включают:

Готовы попробовать соматическую практику?

«Соматическое движение в целом - это волна будущего», - говорит Коландреа. «Поскольку он самопроизведен и саморегулируется, он доступен каждому с любым уровнем подготовки».

Если вы готовы попробовать соматическую практику, найдите конкретный подход, который резонирует с вами, и найдите в их онлайн-справочнике практикующего или класс поблизости. Вы также можете найти уроки в Интернете по некоторым дисциплинам.Возможно, вам придется немного покопаться и проверить, чтобы найти практику, но это отличная подготовка к внутреннему исследованию, которое вы начинаете с соматическими практиками.

.

Соматический симптом и связанное с ним расстройство - Видео подготовки к тесту MCAT

00:02 Теперь перейдем к соматоформным расстройствам. 00:04 Это психологическое расстройство, характеризующееся в первую очередь физическими симптомами.00:08 И причина, по которой мы проводим эту дифференциацию, заключается в это довольно часто, когда люди приходят и говорят вы знаете: «У меня общая боль в ногах и спине», и врач может сказать: «Ну, ладно, у тебя эта боль и это то, что вы мне описываете.Я постараюсь вылечить эту боль ». Поэтому они могут дать вам лечебную терапию, которая обычно помогает от боли в пояснице, но это не решает ситуацию для вас. 00:35 Причина в том, что основная причина, по которой вы выражаете эта боль в пояснице на самом деле не физическая.00:42 Дело не в том, что вы потянули мышцу или у вас есть вирус, вызывающий воспаление в спине, это психологически обусловлено. 00:50 И поэтому лекарство не лечит ваши психологические расстройства.00:54 Вам нужно лекарство, специально ориентированное на психологию, верно? Вот почему многим врачам сложно определить и установить действительно ли это физическое расстройство или это действительно физические симптомы, или это психологическое расстройство, которое проявляется в виде физических симптомов.01:14 Таким образом, общее описание соматического симптома и родственного расстройства может выглядеть так. 01:19 Каждый реагирует на эмоциональном уровне, когда у него появляются физические симптомы. 01:23 Однако люди с расстройством соматических симптомов имеют исключительно интенсивные мысли, чувства и поведение в ответ на их симптомы.01:29 Чтобы отличить расстройство от нормальной реакции на плохое самочувствие, реакция должна быть достаточно интенсивной, чтобы вызвать у человека серьезные страдания. а иногда и другим и / или мешают человеку функционировать в повседневной жизни. 01:41 Итак, давайте углубимся в SSRD, соматическое симптоматическое расстройство заменяет несколько ранее использовавшихся диагнозов, такие как: соматизированное расстройство, ипохондрия, болевое расстройство, недифференцированное соматоформное расстройство.01:54 Все эти расстройства связаны с соматизацией - выражением психических факторов в виде физических и соматических симптомов. 02:00 Существует несколько критериев для диагностики расстройства соматических симптомов.02:04 Во-первых, один или несколько соматических симптомов, вызывающих беспокойство или приводящих к серьезным нарушениям повседневной жизни. 02:10 Во-вторых, чрезмерные мысли, чувства, поведение, связанные с соматическими симптомами или связанными с ними проблемами со здоровьем. что проявляется по крайней мере в одном из следующего: Непропорциональные и настойчивые мысли о серьезности симптомов.02:21 Постоянно высокий уровень беспокойства по поводу здоровья или симптомов. 02:24 Избыточное время и силы, посвященные этим симптомам или проблемам со здоровьем. 02:28 И затем, в качестве третьего момента, хотя какой-либо один соматический симптом может не присутствовать постоянно, состояние симптоматики стойкое (обычно более 6 месяцев).02:37 SSD теперь включает в себя аспект понимания боли. 02:40 Ранее это было зафиксировано болевым расстройством. 02:42 Теперь при диагностике SSD вас просят указать, есть ли преобладающая боль, ранее болевое расстройство для лиц, соматические симптомы которых преимущественно связаны с болью.02:52 А также спросите, есть ли постоянная боль: характеризующаяся тяжелыми симптомами, выраженными нарушениями и длительная, более 6 месяцев. 02:59 Затем вы хотите определить степень серьезности.03:01 Это примерный показатель, указывающий, что если выполняется только один из симптомов, указанных в критерии B, то у вас легкая степень тяжести. 03:08 Если два или более симптома, указанных в критерии B, выполнены, вы получаете среднюю степень тяжести.3:12 И если два или более симптома, указанных в Критерии B, выполняются, плюс есть несколько соматических жалоб (или один очень тяжелый соматический симптом) у вас тяжелый случай. 3:22 Вы должны знать несколько типов SSD.03:25 Во-первых, начнем с конверсионного беспорядка. 03:27 Это форма соматизации, при которой психические факторы выражаются в виде физических симптомов. 3:31 Считается, что это вызвано психическими факторами, такими как стресс и конфликт, которые люди превращают в физические симптомы, имеет тенденцию развиваться от позднего детства до раннего взросления.03:40 Он может появиться в любом возрасте, чаще встречается у женщин. 3:43 Симптомы включают паралич руки или ноги или потерю чувствительности в какой-либо части тела. 3:48 Симптомы могут напоминать припадок или включать проблемы с мышлением. затруднение глотания или потеря одного из особых чувств, например зрения или слуха.03:55 Симптомы обычно появляются после какого-то неприятного социального или психологического события. 03:59 Симптомы не производятся сознательно. Это означает, что люди не симулируют свои симптомы. 04:03 Следующий тип - болезнь тревожное расстройство.04:05 В этом случае люди настолько обеспокоены тем, что они заболели или могут заболеть, что они сильно страдают и испытывают трудности с функционированием. 04:12 Врачи диагностируют заболевание, если люди продолжают беспокоиться о серьезном заболевании или заболевании.04:18 После тщательной оценки так же развернулись серьезные нарушения. 04:20 Люди могут стать чрезмерно тревожными из-за неправильной интерпретации незначительных физических симптомов. или нормальные телесные функции, такие как осознание биения сердца.04:29 Это, как правило, хроническое заболевание. 04:31 При искусственном расстройстве люди притворяются, что имеют или вызывают физические или психологические симптомы без видимых внешних причин. 04:38 Люди, которых постоянно навязывают себе, притворяются, что у них расстройство.04:41 Если у них есть заболевание, они преувеличивают или лгут о симптомах. 04:44 притворяться, что они больнее и слабее, чем они есть. 04:46 Однако это нарушение более сложное, чем простая нечестность.04:50 Это проблема психического здоровья, которая связана с серьезными эмоциональными трудностями и потенциальным расстройством личности. 04:55 Наконец, есть психологические факторы, которые влияют на другие заболевания, у людей должны быть диагностированные медицинские симптомы или состояния, кроме психического расстройства.05:05 Отношение или поведение могут негативно повлиять на любое расстройство, такое как сахарный диабет, болезни сердца или мигрень, или такие симптомы, как боль. 05:12 Например, сильный стресс может временно ослабить сердце. или хронический стресс, связанный с работой, может увеличить риск высокого кровяного давления.05:20 Воздействие на ранее существовавшее заболевание может включать в себя отказ в лечении: отрицая значимость или выраженность симптомов, мешают лечению.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *