Витамины | Параграф 38
«Биология. Человек. 9 класс». А.С. Батуев и др.
Вопрос 1.
Значение витаминов. Для нормальной жизнедеятельности наряду с белками, жирами и углеводами организму необходимы витамины. Ничтожно малое их количество оказывает мощное химическое воздействие на обмен веществ. Витамины или совсем не вырабатываются в человеческом организме, или вырабатываются в недостаточных количествах. Так как чаще всего витамины являются небелковой частью молекул ферментов (коферментами) и определяют интенсивность множества физиологических процессов в организме человека, то необходимо их постоянное поступление в организм. Витамины участвуют в окислении аминокислот, регуляции обмена углеводов и белков, свертываемости крови и в восстановлении тканей. Витамины оказывают большое влияние на рост, развитие, обмен веществ. Недостаток (авитаминоз) или избыток (гипервитаминоз) витаминов вызывает заболевания.
Вопрос 2.
Для нормальной работы организма нужно около 20 витаминов. Источниками витаминов являются пищевые продукты растительного и животного происхождения.
Вопрос 3.
Содержание витаминов в пище зависит от способа ее приготовления; состава пищевых продуктов; от длительности хранения овощей и фруктов.
Вопрос 4.
Сохранение витаминов в пище зависит от кулинарной обработки и длительности хранения. Наименее устойчивы витамин А и группа В. Так, витамин А быстро разрушается при варке, сушке, длительном хранении. Термическая обработка пищи ведет к снижению количества витаминов группы В до 60% в мясе и до 20% в растительной пище. Витамин С быстро разрушается при нагревании и соприкосновении с воздухом и металлическими предметами.
Правила приготовления пищи:
1) Очищать и нарезать овощи только перед самой варкой.

3) Для приготовления пищи следует использовать эмалированную, а не металлическую посуду, так как при соприкосновении с металлом витамин С разрушается.
4) Овощные блюда нужно употреблять сразу после приготовления, при хранении витамины разрушаются.
Вопрос. 5.
Продукты питания витаминизируют для того, чтобы удовлетворить потребность населения в витаминах и предотвратить развитие авитаминозов, а также с целью повышения иммунитета.
Вопрос 6.
Поливитамины — препараты, содержащие несколько отдельных витаминов. Их выпускают с целью предупреждения авитаминозов у населения, т.к. удовлетворяется потребность сразу в нескольких витаминах.
Название витамина |
Роль в обмене веществ |
Признаки авитаминоза |
Продукты, богатые витамином |
С аскорби- новая кислота |
Улучшает об- мен веществ, повышает со- противляе- мость органи- зма заболева- ниям, укреп- ляет сосуды |
Малокровие, повышение кровоточивос- ти десен, хруп- кость костей. ![]() При длитель- ном отсутст- вии в пище — цинга |
Свежие фрукты и овощи (зе- леный лук, капуста, смородина, сосновые иглы, шиповник) |
B1, тиамин |
Влияет на углеводный обмен, укреп- ляет нервную систему, мыш- цы, сердце |
Расстройства движения, судороги, параличи (болезнь бери-бери) |
Неочищен- ные зерна злаков, семе- на бобовых, яичный жел- ток, овощи |
В2, рибо- флавин |
Усиливает обмен веществ, улучшает зрение, влияет на кроветво- |
Нарушение зрения, пора- жение кожи и слизистых оболочек полости рта |
Зерно, печень, мясо, молоко, яйца, рыба |
В12 | Регулирует синтез белка, функцию кро- ветворения |
Малокровие | Печень, почки, рыба, яйца |
Жирорастворимые витамины
Название витамина |
Роль в обмене веществ |
Признаки авитаминоза |
Продукты, богатые витамином |
А, ретинол (каро- тин — провита- мин А) |
Улучшает зрение, влияет на рост |
Поражение роговицы глаз, сухость кожи, задер- жка роста, «куриная слепота» |
Печень, яйца, рыбий жир, молоко, морковь, томаты, абрикосы |
D (кальциферол |
Влияет на об- мен кальция и фосфора, необходим костям и нерв- ной ткани |
Рахит — нару- шение форми- рования ске- лета, повреж- дение нерв- ной системы | Рыбий жир, печень, яйца, икра |
Е | Влияет на свертывае- мость крови |
Кровоизлия- ния, крово- точивость |
Капуста, салат, томат |
Конспект урока биологии «Витамины»; 8 класс — Разработки уроков — Биология и экология
«Витамины»
Урок биологии в 8-м классе
__________________________________________________________
1. Организационный момент. Постановка проблемы
Здравствуйте, ребята. Мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье — это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Поэтому мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!
Сегодня мы познакомимся с группой органических веществ, которые жизненно необходимы для здоровья нашего организма. История их открытия уходит в 19 век, Силина Маша
Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? Какие вещества, содержащиеся в натуральном молоке и не очищенном рисе не получили мыши и голуби
Итак, речь сегодня пойдет о витаминах(открывает тему и задачи урока)
Тема Витамины и их значение
Цель:Выяснить, влияют ли витамины на здоровье человека?
Задачи:
1. Выяснить, что такое витамины и какие бывают витамины?
2. Понять, как витамины влияют на процесс обмена веществ.
3. Выяснить источники витаминов для организма? Как правильно хранить и приготовить продукты, чтобы сохранить витамины.
2.Проверка домашнего задания.
Со временем, учёные выяснили, что витамины относятся к простым органическим веществам. Подавляющее большинство их них входят в состав ферментов.
Давайте вспомним, что же такое ферменты? ………………………..
Мы с вами изучили ферменты пищеварительного тракта
На карточках у вас 2 задания, уровень А и уровень В(2 вар, А- письм., В-устно)
3. Изучение нового материала
Приступим к решению 1 задачи урока. Ферменты состоят из белковой и небелковой частей, в состав небелковой части и входит витамин( дем часов)
Итак без витаминов не работают ферменты, а значит чего лишится наш организм? Нормального обмена веществ. А нормальный обмен – это и есть основа здоровья.
Давайте запишем определение витаминов в рабочую тетрадь
Витамины – это биологически активные вещества, которые оказывают значительное влияние на процессы обмена.
Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их известно около 25 видов (показать слайд — А, В1, В2, В6, В12, С, РР, К, Д, Е).
Какие бывают витамины, давайте обратимся к таблице на ваших столах. Про какие из них вы уже слышали? На какие 2 большие группы разделены все витамины( смотрим жирный шрифт). Водорастворимые и жирорастворимые. Как вы думаете, почему группы так назвали?
Вы правы давайте изобразим классификацию витаминов в виде схемы в своих тетрадях.
(пишем в схеме)Водорастворимые- поступают с водными растворами и легко выводятся из организма
(пишем в схеме)Жирорастворимые – поступают с жирными продуктами, легко накапливаются в жировой ткани и печени.
Снизу запишите названия водо и жирорастворимых витаминов.
Переходим к решению 2 задачи урока: Как витамины влияют на обмен веществ?
В решении этой задачи нам снова пригодится таблица. В ней есть информация о 4 основных витаминах, которые нам необходимо изучить. Положите её по середине, так, чтобы было удобно работать.
1. Смотрим 1 графу таблицы под названием «Витамины»
-Какой витамин имеет не одну, а несколько разновидностей? Сколько? Как называются?
2. Смотрим 2 графу, какую информацию мы можем подчерпнуть для себя из этой графы? -Например, какую роль в процессах обмена играет витамин В1?
3. Переходим к графе №3, какую важную информацию для каждого она несёт?
4. А 4 графа чем нам может помочь?
-Какого витамина в сутки нужно употреблять больше всего?
-Какого витамина необходимо всего лишь 5 тысячных грамма в сутки?
Давайте попробуем, используя важную информацию таблицы решить биологические задачи различного уровня сложности, возьмите голубые листочки они на каждого N1 это простая, а N2- посложнее. Каждый из вас может выбрать для решения только первую или и первую и вторую. Время на подготовку- 3 минуты.
Пора решить задачу №3 выяснить продукты- источники витаминов? Как правильно их хранить и приготовить, чтобы сохранить витамины. В этом нам поможет учебник стр ….., абзац …….
Работаем в малых группах, Иван- один. Берём задание на жёлтых листах и через 2 минуты первая группа выходит к столу
На столе: банан, апельсин, яблоко, помидор, капуста , шиповник, хлеб, крупа, молоко, творог, рис. мяса, рыбы, печень, яйцо, горох, бобы
Осталось решить 4-ю задачу урока -Узнать о последствиях недостатка и избытка витаминов. Обратимся к тексту учебника
Что называется авитаминозом? Разновидностью авитаминоза является
Подведём итог урока: все задачи мы решили, а значит — готовы применить полученные знания на практике
Проверка на листочках, затем последний слайд
Рефлексия
Дома п. ….., составить характеристику витамина письменно.
Карта самоконтроля ученика 8 кл. ………………………………………
Критерии самоконтроля |
Могу сам |
Могу с помощью |
Затрудняюсь |
1. Назвать продукты, богатые витаминами(А,В,С,D) |
|
|
|
2. |
|
|
|
3. Сравнить водорастворимые и жирорастворимые витамины |
|
|
|
4. Определять авитаминозы(А,В,С,D) по их признакам |
|
|
|
5. Объяснить роль витаминов в жизнедеятельности человека |
|
|
|
Пора решить задачу №3 выяснить продукты- источники витаминов? Как правильно их хранить и приготовить, чтобы сохранить витамины. В этом нам поможет учебник стр ….., абзац …….
Работаем в малых группах, Иван- один. Берём задание на жёлтых листах и через 2 минуты первая группа выходит к столу
На столе: банан, апельсин, яблоко, помидор, капуста , шиповник, хлеб, крупа, молоко, творог, рис мяса, рыбы, печень, яйцо, горох, бобы
Осталось решить 4-ю задачу урока —Узнать о последствиях недостатка и избытка витаминов, в этом нам поможет презентация
Подведём итог урока: все задачи мы решили, а значит готовы применить полученные знания на практике
1.В шпинате и салате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном
2.В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза?
3. Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх витаминов будет отсутствовать: витамин А, витамин Д, витамин В2, витамин В12.
4. Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин Е, витамин В6 .
6. Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем? Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами.
7. В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве? В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени.
8. Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С? 1,5 кг помидоров, 120 гр. капусты, 1 кг апельсинов, 50 гр. смородины
Саша
1. В отрывке стихотворения Некрасова «Железная дорога» говорится «Мёрзли и мокли, болели цингой». Что явилось причиной болезни(в графе 2)
2. Вы — мама ребёнка с проблемами зрения. Какой витамин и почему должен преобладать в его пищевом рационе и почему? (ищи в графе 2)
Маша
1. Продукты, содержащие большое количество этого витамина, как правило оранжевого цвета?(ищи в графе 3)
2. Вы повар детского сада. В Сибири у детей нередко развивается рахит, какие продукты помогут предупредить развитие рахита и почему?(ищи в графе 2)
Андрей
1. Почему лимоны и смородина помогают при ОРВи?(ищи в графе 2 и 3)
2. Вы фельдшер и к вам на приём пришёл больной со следующими симптомами
у человека постоянные перепады настроения, нервозность, проблемы с мозговой активностью, памятью, отсутствие сил и энергии. Какой витамин вы ему пропишите и почему? (ищи в графе 2)
Кирилл П.
1. Нарушается работа красного костного мозга и развивается малокровие если?(ищи в графе 2)
2. У старых людей, как правило слабеет иммунитет, кожа теряет упругость, появляются морщины, какой витамин нужно употреблять нашим дедушкам и бабушкам в первую очередь, объясните, почему? (ищи в графе 2)
Вика
1. При суточном употреблении этого витамина менее полграмма могут развиться опухоли(смотри графу 2 и 4)
2.Зимой у Веры появились трещины в уголках рта, стали ломкими волосы, объясните девочке, почему это происходит(смотри графу 2)
Иван
1. Какой витамин есть только в животной пище? (смотри графу 3)
2. Когда гулять на улице с сестрёнкой, когда уже темняет, или днём на солнышке, если вы заботитесь о её здоровье? Ответ поясните.(графа 2)
Кирилл М.
1. Какие продукты наиболее богаты витамином Д?
2. Ваша будущая работа связана с постоянным пребыванием на улице, какой витамин вам нужен в первую очередь?
Задание на желтых листках
Группа 1
(выходите вдвоём)
1. Отложите на поднос продукты, богатые витамином А.
2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадёт витамин А и почему?
Группа 2
(выходите вдвоём)
1. Отложите на поднос продукты, богатые витаминами В.
2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадут все витамины и почему?
Группа 3
(выходите вдвоём)
1. Отложите на поднос продукты, богатые витамином С.
2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадёт витамин и почему?
Иван, №4
1. Отложите на поднос продукты, богатые витамином Д
2. Можно ли эти продукты отварить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадёт витамин и почему?
2. Какие из этих продуктов можно варить и ложить в морозилку без опасения, что в них пропадут все витамины и почему?
Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их известно около 25 видов (показать ряд — А, В1, В2, В6, В12, С, РР, К, Д, Е). Некоторые из них образуют целые группы. Какие вы знаете? (слайды №8,№9)
Классификация витаминов (слайд №10). Витамины: водорастворимые (В, С) и жирорастворимые (А,Д,Е,К) (слайд №11).
Заболевания.
Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ. Недостаток (гиповитаминоз) или избыток витаминов (гипервитаминоз) оказываются небезразличными для нашего здоровья (слайд 12). Полное отсутствие витамина обозначают термином авитаминоз (слайд 13).
Вывод: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины – это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя.(слайд 14) Витаминные мифы
МИФ 1. Гиповитаминоз – сезонная проблема. Витамины нужно принимать только весной.
МИФ 2. Вместо того, чтобы глотать таблетки, можно просто побольше пить соков и есть свежих овощей и фруктов.
МИФ 3. Если постоянно принимать витамины, можно заработать гипервитаминоз.
МИФ 4. Некоторые витамины вступают в противоречие друг с другом, поэтому не имеет смысла пить комплексные витаминные препараты – всё равно в итоге эффекта не будет.
Как сохранить витамины? (слайд №20)
1.При действии высокой температуры в мясе теряется до 60 % витаминов группы В.
2.При варке овощей разрушаются до 20 % витаминов группы В и до 50% витамина С.
3.Витамин С разрушается и при соприкосновении с воздухом.
Правила приготовления пищи для сохранения витаминов:
1.Чистить овощи следует только перед варкой, а не заранее.
2.Варить желательно в эмалированной кастрюле
3.Варить, закрыв крышкой или в скороварке не слишком долго.
5.Закрепление знаний и умений.
6. Обобщение и систематизация знаний.
Никогда не следует забывать, что витамины не действуют по отдельности. Основа нормального метаболизма — хорошо сбалансированный, индивидуально подобранный витаминный комплекс. Витамин Е ускоряет синтез провитаминов D, витамин РР тормозит действие холина, аскорбиновая кислота уменьшает проницаемость сосудистой стенки, витамин А уменьшает токсичность витамина D.
Учитель Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Как вы думаете, какой болезнью заболели моряки?
А вот теперь угадайте, что находится у меня в черном ящике. Это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао. В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа (лимон).-1 балл.
В Британском морском флоте
Служили моряки
Когда-то называли их
По-странному — “Лими”.
А от чего “лими” они?
От слова же “лимон”
Необходим матросам
На кораблях был он.
Подготовьте ответ на проблемный вопрос: человек ест много консервированных продуктов. Хорошо это или плохо для его здоровья и почему? -1 балл.
Предложите возможные толкования народной пословицы — Добрый повар доктора стоит. Поделитесь своими открытиями с товарищами по классу. -1 балл
После того, как решите проблемный вопрос, вскройте конверт, сравните свой ответ с ответом в конверте.
В конверте стихотворение:
Нельзя жить на консервах
Без свежих овощей.
А лучше сок лимонный и апельсиновый пей
И зубы будут крепче
И зоркими глаза
Тогда болеть не будет
Никто и никогда.
И не забудь — проблема
У витаминов есть
Их жизнь недолговечна
Они способны разрушаться
Высокая температура
И воздух при хранении
Разрушат витамин
До употребления.
А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?
Натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т. е. ими нельзя перенасытить организм — никогда не вызывают токсемии — отравления.
«Что лучше: витамины естественные или искусственные?( Слайд №22)
Таблетированная форма витаминных препаратов всасывается организмом не полностью, а только какая-то ее часть.
-
Учитель.В начале урока я сообщила, что известно 25 витаминов, но в настоящее время ученые выделяют около 80 их видов. К витаминам группы В относятся только 8 видов, и есть еще их производные. Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами (показ выставки) только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом изобилии? Современные витаминные препараты можно разделить на профилактические и лечебные. Первые удовлетворяют 50% суточной потребности организма – их принимают с учетом того, что вторую половину мы получаем с едой. Что касается других, то они дают организму 100% нормы витаминов. Н-биотин, содержится в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, в арахисе .
Он хорошо воздействует на состояние кожи и волос
6.Обобщение и систематизация знаний.
Обобщить с помощью самодельных таблиц, использовать доску.
1.На столе продукты, содержащие витамины. Взять в руки продукт и назвать какой витамин содержит.
2.Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано.
А) кровоточивость десен
Б) ухудшение зрения в сумерках 1)А
В) выпадение зубов 2)С
Г) поражение роговицы глаза и кожи
Д) понижение сопротивляемости к
заболеваниям
Ответ:21212
3. У детей возможны изменения формы костей конечностей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина это происходит?
А) А Б) В1 В) С Г) D Ответ : Г
7.Контроль и проверка знаний.
Тест «Что вы знаете о витаминах?»( Слайд №23).
1.Откуда чукчи получают необходимые витамины: из жирной рыбы, из мяса белых медведей, из мяса тюленей?
-
В шпинате и салате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном
-
В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза?
-
Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх витаминов будет отсутствовать: витамин А, витамин Д, витамин В2, витамин В12.
-
Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин Е, витамин В6 .
-
Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем? Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами.
-
В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве? В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени.
-
Какой витамин содержится в большом количестве и в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, и в арахисе?
-
Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С? 1,5 кг помидоров, 120 гр. капусты, 1 кг апельсинов, 50 гр. смородины
Правильные ответы (Слайд №24).
-
Все четыре
-
В сыром виде. Причём мыть шпинат надо как можно быстрее. Заморозка также хорошо сохраняет витамины, но замораживать его необходимо быстро. И консервированный шпинат богат витаминами, если время между срывом и консервированием непродолжительно. Кроме того, его необходимо варить в закрытой кастрюле и недолго.
-
Летом. Молоко – очень важный продукт питания, оно содержит кальций, витамины. Потребление одного литра молока в день способствует хорошему витаминному «равновесию» в организме.
-
Витамин В 12, который содержится в мясе.
-
Витамин Д, который предохраняет от рахита.
-
Яичным желтком.
-
В печени. Ста граммов печени достаточно, чтобы покрыть ежедневную потребность взрослого человека в семи видах витаминов: А, С, витаминах группы В.
-
Витамин Н, или биотин. Он хорошо воздействует на состояние кожи и волос.
-
Любой из этих продуктов.
Подсчёт результатов (Слайд №25).
вопросы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
ответы |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
Менее 10 очков. Ваши знания о витаминах недостаточны. Тем самым, используя их слишком непродуманно, вы рискуете ухудшить своё здоровье. Ваш режим питания неудовлетворителен. Роли витаминов в питании вы должны придавать большее значение, это крайне важно.
От 10 до 19 очков. Вам ещё придётся приложить усилия, чтобы ваш режим питания был полноценным. Но в принципе вы на верном пути.
20 и более очков. Витамины и их важное значение – не тайна для вас. Вы рационально питаетесь, подбирая для своего рациона и чередуя лёгкую, витаминизированную и разнообразную пищу.
3. Подготовьте ответ на проблемный вопрос: почему у исследователей Арктики после приема миллионов единиц витамина А в составе печени белого медведя или тюленя через несколько часов развивалась сонливость, раздражительность, головная боль и рвота, а затем шелушение кожи?
8.Задание на дом § 37, таблица, дополнительный материал. Если оценка за урок «5» или «4»- составьте карточку –задание по теме или кроссворд по теме или презентацию .
9. Подведение итогов. На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья.
Технологическая карта урока по биологии в 8 классе на тему «Витамины»
Технологическая карта урока по биологии в 8 классе по теме «Витамины»
Учитель: _____________
УМК: Биология Человек. 8кл.
Авторы: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев, Изд-во «Просвещение»
Тема урока: «Витамины»
Тип урока: комбинированный урок
Представление о результатах:
№ урока |
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
1. |
Ученики научиться объяснять значение понятий: авитаминоз, гиповитаминоз, водорастворимые витамины, жирорастворимые витамины; характеризовать значение витаминов для нормальной жизнедеятельности человека; различать водорастворимые и жирорастворимые витамины; описывать явления гипо- и гипервитаминоза; устанавливать соответствие между витаминами, группами витаминов и продуктами, в которых они содержатся; различать заболевания человека, вызванные недостатком того или иного витамина; формулировать правила сохранения витаминов при хранении и приготовлении пищи |
Познавательные: ребята научатся формулировать определения понятий; структурировать учебный материал, составлять конспект урока в тетради; составлять схемы. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты. Коммуникативные: продуктивно взаимодействовать со сверстниками при выполнении совместной работы |
Формирование и развитие мотивации учения, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; умение применять полученные знания в практической деятельности; понимание истинных причин успехов и неудач в учебной деятельности |
Цели
урока: раскрыть роль витаминов для организма человека,
норму их потребления и содержания в продуктах питания, развитие познавательной
активности и интереса о витаминах, об их разнообразии.
Задачи:
Обучающие:
обеспечить освоение учащимися знаний о витаминах; доказать, что правильное употребление витаминов является одним из главных условий физической составляющей здоровья человека.
Развивающие:
Формировать умения адекватно оценивать свои достижения, понимать
причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки. Развивать умение
работать в группе, в парах. Развивать самостоятельность, память, внимание.
Воспитывающие:
Воспитать интерес к изучаемому предмету. Воспитывать у детей ценностное
отношение к своему здоровью, здоровью окружающих. Воспитать любовь к
природе.
Оборудование урока: учебник, компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации презентации и слайдов, микролаборатория, справочная литература, таблица, инструкции для проведения эксперимента, листы с вопросами и тестовыми заданиями для закрепления материала.
Ход урока.
1.
Организационный
момент, приветствие учащихся.
Регулятивные: — волевая саморегуляция;
Коммуникативные:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками.
Мультимедийная презентация «Витамины».
— Доброе утро, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. И поднимите его.
— Как много улыбок засветилось.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Учитель отмечает в журнале отсутствующих на уроке.
2. Актуализация опорных знаний
Цель этапа: повторение изученного материала (фронтальный опрос учеников), необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
На
прошлом уроке мы начали с Вами изучать новую тему. Скажите ребята, как она
называется? Вы узнали, что во всех живых организмах, от самых примитивных до
самых сложных, основа жизни – это обмен веществ и энергии.
1. Что такое обмен веществ и как он происходит? 2. Какие питательные вещества необходимы человеку для жизнедеятельности? 3. Что такое Метаболизм? 4. Что такое пластический обмен? 5. Что такое Анаболизм? Приведите пример 6. Что такое энергетический обмен? 7.Что такое Катаболизм? Приведите пример
Ученики: отвечают на вопросы учителя, исправляют и дополняют ответы учащихся, высказывают предположения.
3. Изучение нового материала
Какие вещества, кроме белков, жиров и углеродов нужны нашему организму? Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одной группой веществ, без которых обменные процессы в организме невозможны. Витамины.
Ребята записывают план урока:
А. История открытия витаминов;
Б. Водорастровимые витамины. Жирорастворимые витамины;
В. Опыт
Г. Рациональное использование витаминов
А. История открытия витаминов.
Витамины были открыты
русским врачом Николаем Ивановичем Луниным. В 1881 г. он провел оригинальный
эксперимент. Он взял две группы мышей и поместил их в одинаковые условия, но
кормил по- разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью,
в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы), причем
в том же соотношении, что и в молоке.
Вскоре мыши второй группы перестали расти, теряли в весе и погибали. Значит, предположил ученый, существуют ещё какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь.
Позже, в 1912 г, польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным рисом. Он определил, что в состав этого вещества входит азот. Открытое вещество он назвал витамин (от слов «вита» — жизнь и «амин» — содержащий азот). Потом оказалась, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
Ученики записывают определение.
Витамины – это биологически
активные органические вещества, действующие в незначительных количествах и
необходимые для образования ферментов.
Витамины влияют на: обмен веществ в организме, на его рост, развитие, иммунитет.
Если витаминов недостает организму, то развивается гиповитаминоз. Если витаминов нет, то авитаминоз. Если витаминов в организме очень много, развивается гипервитаминоз.
Б. Водорастровимые витамины. Жирорастворимые витамины.
Витамины бывают: Известно около 20-30 видов витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д, Е, К и т. д. Некоторые образуют целые группы, например, витамины группы В (В1, В2, В3……В12). По растворимости витамины делятся на 2 группы: Водорастворимые и жирорастворимые.
Ученики: Осмысление рассказа
учителя. Вступая в диалог с учителем, выявляют проблему – проговаривают и
осознают её. Внимательно слушают, используют подсказки, при поддержке учителя
находят решение. Записывают тему урока. Формулируют задачи урока. Записываю
новые термины авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.
1.Задание: Внесите всю информацию в таблицу.
У вас на столах лежат конверты, в которых находятся карточки. Заполните карточку №1 используя текс учебника (стр.189-192).
Витамины, обозначение |
Жирорастворимые / водорастворимые витамины |
В каких продуктах содержатся |
Польза, влияние витамина |
Последствия недостатка витамина |
С |
|
|
|
|
В1 |
|
|
|
|
В2 |
|
|
|
|
В12 |
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
D |
|
|
|
|
Е |
|
|
|
|
1.
Ребята,
а какие продукты содержат наибольшее количество витаминов?
2. Какой витамин способствует улучшению качества кожи?
3. Какой витамин способствует улучшению зрения?
Ученики заполняют таблицу классификации витаминов: водорастворимые и жирорастворимые, выполняют задание, делают вывод.
Физкульт-минутка. Слайд презентации с упражнением для глаз.
В. Опыт.
1. Задание: (опыт показывает учитель, ребята делают выводы). Лабораторная работа «Определение содержания витамина С в апельсиновом соке». Сегодня на уроке я предлагаю вам побыть экспертами мини-лаборатории. Посмотреть опыт, проанализировать и сделать выводы.
Ребята, какой можно сделать вывод? Почему в одном стакане окрасился сок быстрее и больше, а в другом медленнее и меньше?
Г. Рациональное использование витаминов
1. Задание: «Корзина здоровья».
Перед вами «корзина
здоровья» распределите фрукты и овощи по содержанию витаминов, с которыми вы
познакомились на уроке. Подумайте и ответьте как рационально использовать
витамины из «корзины здоровья»?
4. Закрепление материала.
Для закрепления знаний, предлагаю вам выполнить следующее задание. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку.
Тест (отвечают при помощи табличек А, С, D).
1. Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
2. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
3. Витамин роста (А).
4. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).
5. Шиповник – это кладовая витамина (С).
6. Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески (D).
7. В моркови содержится очень много витамина (А).
8. Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с йодом и крахмалом (С).
9. Витамин, образующийся в коже при
взаимодействии солнечных лучей (D).
Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах, давайте подведем итог
нашей сегодняшней работы: какие бывают витамины, какое значение витаминов для
организма, с какими витаминами познакомились на уроке, что такое авитаминоз, то
такое гиповитаминоз?
Мы
узнали, что человек не может жить без витаминов. Они оказывают выраженное
влияние на физиологическое состояние организма.
5. А теперь оценки за урок
Домашнее задание: Домашнее задание творческое: составить кроссворд на тему «Витамины».
Молодцы ребята! А теперь отразите настроение сегодняшнего урока, изобразив мордашку витаминчику по образцу (слайд). Спасибо за внимание и совместную работу.
Приложение
1. Карточку №1 «Витамины».
Витамины, обозначение |
Жирорастворимые / водорастворимые витамины |
В каких продуктах содержатся |
Польза, влияние витамина |
Последствия недостатка витамина |
С |
|
|
|
|
В1 |
|
|
|
|
В2 |
|
|
|
|
В12 |
|
|
|
|
А |
|
|
|
|
D |
|
|
|
|
Е |
|
|
|
|
2. Физкульт-минутка
Слайд презентации с упражнением для глаз. Демонстрация слайда с упражнениями для глаз.
3. Карточки «Корзина здоровья».
4.Инструктивная карточка
Лабораторная работа «Определение содержания витамина С в апельсиновом соке
Определите содержание витамина С в апельсиновом соке. Для опыта возьмите отдельно свежевыжатый апельсиновый сок и покупной сок известной фирмы. Налить в пробирку 2мл сока и добавить воды на 10мл. Затем влить немного крахмального клейстера. Далее по каплям добавлять 5%-ный раствор иода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10-15с. Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются иодом. Как только иод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет. Чем больше капель йода идет на титрование, тем больше витамина С в образце. Сделайте вывод о содержании витамина С в соках разных видов
5. Тест (отвечают при
помощи табличек А, С, D).
1. Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
2. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
3. Витамин роста (А).
4. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).
5. Шиповник – это кладовая витамина (С).
6. Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески (D).
7. В моркови содержится очень много витамина (А).
8. Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с йодом и крахмалом (С).
9. Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей (D).
Урок биологии 8 класс «Витамины»
Тема: витамины.
Цели: 1) сформировать знания о биологической роли витаминов и их практическом значении для здоровья человека; 2) развивать умения самостоятельно работать с учебником, другими источниками информации, готовить сообщения; 3) показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, приложения – листы тестового контроля, слайды компьютерной презентации.
Тип урока: комбинированный урок.
Форма проведения: урок с использованием компьютерной презентации.
Ход урока:
Оргмомент.
1.Вводное слово учителя: Мы с вами заканчиваем изучение темы «Обмен веществ и энергии», поэтому давайте закрепим полученные знания и проверим домашнюю подготовку.
2.Проверка домашнего задания: 1) тестовый контроль;
Выполните тест:
1.Обмен веществ – это процесс:
А – поступления веществ в организм
Б – удаления из организма не переваренных остатков
В – удаления жидких продуктов распада
Г – потребления, превращения, использования, накопления и потери веществ и энергии.
2.Белки, свойственные организму, строятся:
А – из аминокислот
Б – из глицерина и жирных кислот
В – из углеводов
Г – из жиров.
3.Пластический обмен – это процесс:
А – распада веществ клетки с освобождением энергии
Б – образования в клетке веществ с накоплением энергии В – всасывания веществ в кровь
Г – переваривания пищи.
4.Энергия, поступившая с пищей расходуется на: А – рост Б – рост и дыхание Г – дыхание Г – рост, дыхание и другие процессы жизнедеятельности.
5.Биологическими катализаторами в организме являются:
А – гормоны Б – ферменты
В – вода и минеральные соли Г – желчь. 6.Энергетический обмен – это процесс:
А – биосинтеза
Б – удаления жидких продуктов распада
В – теплорегуляции
Г – окисления органических веществ клетки с освобождением энергии.
7.Из внешней среды организм получает:
А – углекислый газ
Б – кислород, органические вещества, минеральные соли и воду
В – мочевину, мочевую кислоту.
8.Необходимая для жизни человека энергия:
А – поступает в его организм с пищей
Б – образуется в организме самостоятельно.
9.Организм растёт:
А – благодаря пластическому обмену
Б – за счёт энергетического обмена.
2) конкурс «Горячий стул».
Приложение 2. Слайд 1.
3.Работа по изучению нового:
Определение темы урока, целеполагание. Приложение 2. Слайды 2, 3, 4.
1) рассказ учителя с элементами беседы;
(записи на доске) 1881г. Лучин 1911г. Казимир Функ.
2)сообщение учащегося «История открытия витаминов»;
3)работа в тетрадях: (составление схемы) ВИТАМИНЫ (около 80) водорастворимые жирорастворимые (С, вит. гр. В и др.) (А, Д, Е, К ) органические вещества
4)беседа с учащимися о роли витаминов в жизни человека (записи на доске) авитаминоз гипервитаминоз
5)самостоятельная работа с учебником по заполнению таблицы:
«Роль витаминов в организме человека»
Приложение 2. Слайд 5. (Название витамина Его роль в организме Продукты, содержащие витамин Заболевания, вызванные недостатком витамина).
Проверка заполнения таблицы. Приложение 2. Слайд 6.
4.Закрепление:
1)работа по разделу «Обобщение и Основные понятия» с.156 учебника;
2)работа по основным тезисам темы;
Приложение. Слайд 7.
5.Итог урока.
Рефлексия урока. Выставление оценок.
6.Домашнее задание: Параграф 38, ответить на вопросы 1 – 7 на с. 156, выполнить проектную работу «Определение норм рационального питания».
Тема №7. Вітаміни.
Вітаміни (50) — біологічно активні речовини, необхідні в невеликих кількостях для обміну речовин — у складі ферментів!! вітамінологія — наука ХІХ - М.І.Лунін → довів існування 1923 р. - К Функ → "вітаміни" порушення:
групи: 1.
Тести: 1. Д/з: т/з №7, § 26 (Соболь) або § 21 (Андерсон), відео на сайті!!!
|
Витамины и минералы – типы и их функции
Пища содержит витамины и минералы, которые необходимы нашему организму, но не вырабатываются им. Таким образом, витамины — это органические питательные вещества, которые выполняют многочисленные функции в организме, и их необходимо принимать в правильном количестве для здорового тела. Минералы – это твердые химические соединения, которые встречаются в природе в чистом виде и помогают нам расти и развиваться.
Необходимы для правильного функционирования человеческого организма. Дефицит витаминов и минералов может привести к заболеваниям и расстройствам; также передозировка может вызвать нарушения в организме.Сбалансированная диета состоит из достаточного количества витаминов, а также минералов, чтобы поддерживать нас в форме и быть здоровыми.
(Изображение будет загружено в ближайшее время)
(Изображение будет загружено в ближайшее время)
Теперь мы объясним каждое из двух важных питательных веществ один за другим.
Витамины
Витамины содержатся в натуральных продуктах питания, которые важны для нормального роста и поддержания организма. Это органические соединения, а слово «витамин» произошло от латинских слов «вита» и «амин», что означает «жизнь» и «азот» соответственно.Витамины помогают в выработке энергии, поскольку они надлежащим образом используют углеводы и жиры в форме катализатора. Витамины необходимы для выживания человека, и человеческий организм не может производить большинство из них самостоятельно, известно, что он вырабатывает только витамин D и витамин B3. Основными источниками пищи, содержащей витамины, являются мясо, фрукты и листовые овощи.
Типы витаминов
Два вида витаминов:
-
Жирорастворимые витамины:
Витамины A, D, E и K — это жирорастворимые витамины, которые могут растворяться в жирах и маслах. Они всасываются вместе с жирами в рационе и могут откладываться в жировых тканях организма. Основными источниками этих витаминов являются растительная и животная пища, а также пищевые добавки.
-
Водорастворимые витамины:
Витамины B и C — это водорастворимые витамины, которые растворяются в воде и могут быстро усваиваться организмом. Они переносятся в разные ткани организма, но организм не может их хранить. Примеры витаминов, принадлежащих к этой группе, включают различные продукты, такие как злаки, мясо, яйца, молоко, рыба, птица, бобовые и свежие овощи (они содержат группы витаминов группы В и.Цитрусовые, клубника, перец, киви и брокколи являются пищевыми источниками витамина С.
Минералы
Минералы считаются неорганическими твердыми веществами, имеющими определенный химический состав, и их потребление способствует правильному функционированию человеческого организма. . Они помогают поддерживать нормальную работу мышц, костей, сердца и мозга.
Типы минералов
Известны два вида минералов, включая макроминералы и микроэлементы.
-
Макроминералы – это элементы, необходимые в больших количествах, включая кальций, фосфор, магний, натрий, калий, серу и хлорид.
-
С другой стороны, микроэлементы необходимы в небольших количествах, и некоторые примеры включают марганец, железо, медь, йод, цинк, кобальт, селен и фторид.
Люди часто принимают добавки витаминов и минералов, чтобы удовлетворить потребности своего организма. Однако, если правильное питание со сбалансированным количеством витаминов и минералов включено регулярно, то оно может быть полезным. Кроме того, при некоторых заболеваниях может потребоваться снижение содержания определенных минералов, например, при хроническом заболевании почек необходимо избегать продуктов с высоким содержанием калия.
Список витаминов и их функции
Ниже приведен список витаминов, в котором подчеркивается важность витаминов и источников пищи, их содержащих. Все витамины, будь то водорастворимые или жирорастворимые, играют важную роль в правильном функционировании организма. Кроме того, ниже выделены заболевания дефицита, связанные с каждым из них.
| Витамины Функции Источники |
| Food Болезнь Дефицит | |||||
Витамин А-ретинол (Жирорастворимый) | — Помогает в формировании и поддержании здоровых зубов, мягких тканей, скелетной ткани, слизистых оболочек и кожи. — Производит пигменты сетчатки глаза. — Способствует хорошему зрению, особенно при слабом освещении. | Спелые желтые фрукты, зеленые листовые овощи, фрукты, молоко, гуава, помидоры, апельсины, морковь, брокколи, арбуз, орехи и т. | Гиперкератоз, кератомаляция и слепота — Тиамин (водорастворимый) | — Помогает клеткам организма преобразовывать углеводы в энергию (мозг и нервная система). — Выполняет сокращение мышц и проведение нервных сигналов. — Важен для метаболизма пирувата. | Картофель, горох, свежие фрукты, кукуруза, орехи кешью, молоко, пшеница, финики, черная фасоль и т.д. | — Способствует росту и общему здоровью. — Расщепляет углеводы, белки и жиры для получения энергии — Позволяет организму легко использовать кислород. | даты, бананы, грибы, манго, виноград, тыква, попкорн, соевые бобы и др. | больных глаз, медленный рост |
Vitamin B3- Niacin (водорастворимый) | — Помогает в преобразовании пищи в глюкозу, используемую для производства энергии — Помогает в нормальном функционировании нервной системы и выполняет психологическую функцию. — Также способствует снижению утомляемости и усталости. | Рыба, яйца, мясо, молочные продукты, гриб, Гуава, Зерновые и др. | PELLAGRA | |||||
Витамин С (водорастворимый) | — помогает в росте и восстановление тканей во всех частях нашего тела. — Образует важный белок, который используется для создания кожи, сухожилий, связок и кровеносных сосудов. — Заживление ран и образование рубцовой ткани | Черная смородина, свежие фрукты, брокколи, каштаны, козье молоко и т.д. | Цинга | |||||
Витамин D (Жирорастворимый) | — Помогает усваивать кальций. — Укрепляет кости и делает их крепкими и здоровыми. — При пероральном приеме или под воздействием солнечных лучей он превращается в активную форму витамина. | Рыба, печень, яйцо, говядина, треска, куриная грудка и др. | Rickets и OsteoMalacia | |||||
Vitamin E (FAT-Rroubluble) | — действует как антиоксидант , помогая защитить клетки от повреждений, вызванных свободными радикалами. | картофель, гуава, манго, тыква, молоко, орехи, семена и др. | гемолиз, проблемы с сердцем и стерильность | |||||
Vitamin K | — играет роль в слитке крови образование — необходим для функционирования нескольких белков, участвующих в физиологических процессах. |
| брокколи, помидоры, говядина, кешью, гайки, каштаны, манго, ягненка, винограда и др. | кровоизлияние |
Список минералов и их функции
ниже — список минералов, выделенных их функции, источники и болезни дефицита.